Афиша

ВНИМАНИЕ!!!

В Полночь с 30 на 31 декабря... 2011 года
Все оставшиеся зрители приглашаются на таинственное представление "Тайны предновогодней Йолки..."

НЕ ПРОПУСТИТЕ!!!

Принимаются работы на Публичную порку.
Присылайте на этот адрес.


четверг, 1 апреля 2010 г.

Шотландия в квадрате. Встречаем приезжих: Wim van Velzen!

После публикации предыдущего выступления и справедливых бросков помидорами в сторону не достаточной доступности графического материала статьи нашими уважаемыми зрителями, я вспомнил о фундаментальном, для меня, материале, перевод которого публиковался на практически покойном нынче, но когда-то чуть ли основным источником отличнейших материалов для меня, журнале о среднем формате MFformat.com.

Не уверен, что Вы сможете сейчас на сайт зайти, по крайней мере мне это не удалось, но я решил этот материал запечатлеть здесь.

Итак немного слез и соплей по поводу данного материала.
Этот материал служил основой для меня по построению композиции в кадре.. причем что парадоксально, не только в "среднем формате" а в любом!
И до сих пор описанные здесь методы являются для меня основой и фундаментом для построения пейзажной композиции..
И пусть в меня бросят еще один помидор, но я скажу что описанные здесь принципы я интерполировал до уровня оценки композиции любой фотографии.. Будь то портрет или макро.
Как говорит Дирехтор, "конферансье убавьте марш", дабы зритель мог насладится погружением в выступление великолепного оратора с простым шотландским именем Wim van Velzen!



Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?

Автор: Wim van Velzen
Оригинал статьи: http://www.fotografiewimvanvelzen.nl/publication02.htm
Перевод: Сергей Брославский (Брось)
Фото 1  Река  Cononish, Tyndrum, Stirling.Июль 1999, раннее утро. Bronica EC-TL, 50мм  f/2.8, примерно 1 сек f/16, Fuji Provia 100.
Фото 1
Река Cononish, Tyndrum, Stirling.Июль 1999, раннее утро.
Bronica EC-TL, 50мм f/2.8, примерно 1 сек f/16, Fuji Provia 100.

Большое фото находится на сайте автора(158Кб)
Все фотографии к этой статье сделаны с помощью штатива Manfrotto 190B с головкой Manfrotto 410.
Исторически многие пейзажные фотографы использовали форматные камеры. Большие негативы или слайды дают прекрасную детализацию изображений с очень приятной тональностью. В большинстве случаев фотографируемые сюжеты не изменяются, а потому невысокая скорость съёмки не является проблемой. Дополнительным плюсом является возможность использовать наклоны, подьёмы, продвижки и так далее - всё это дает исключительный контроль над перспективой и плоскостью резкости.
Но у этих камер также имеются и недостатки: они тяжелы при переноске, используемые при производстве материалы довольно дороги, а получаемые слайды трудно проецировать.
С другого края многообразия систем находится 35мм камера (плёночная или цифровая) с её многочисленной оптикой, малым весом и сравнительно низкой стоимостью. Но у неё есть один явный недостаток - малая площадь кадра.
Неудивительно, что многие фотографы выбирают "золотую середину" - средний формат!

Фото 2 len Rosa, остров Arran. Июль 2001, вечер. Bronica EC-TL,  150мм f/3.5 Zenzanon, около 1/8 сек f/16, Fuji Provia 100F.
Фото 2
Glen Rosa, остров Arran. Июль 2001, вечер.
Bronica EC-TL, 150мм f/3.5 Zenzanon, около 1/8 сек f/16, Fuji Provia 100F.

Большое фото находится на сайте автора(130Кб)
Есть мнение, что пейзажы лучше всего вписываются в панорамный формат. Большинство их вытянуто в ширину. Но многие среднеформатные камеры создают изображения с другим соотношением сторон, например, 3:4 у формата 6x4.5 см, или 4:5 у 6x7 см (на самом деле, 55x70 мм), или даже совсем квадратный кадр - 6 x 6 см!
Говоря откровенно - да, камера с кадром 6x17 см является великолепным инструментом для пейзажей, но лично я выбираю квадрат.
Проблема или вызов?
Мне нравится работать в этом формате. На первый взгляд, это не самый подходящий формат для пейзажей, но у него есть, на мой вкус, несколько важных преимуществ.
Этот формат очень гибок в композиции, и это не единственное его преимущество. В этой статье я упоминаю наиболее важные, но никоим образом я не провозглашаю квадратный формат превосходящим другие форматы. Он, конечно же, отличается от других и у него есть свой шарм.

Фото 3 Залив Sanna, Ardnamurchan, Highlands.Август 2001, около  полудня. Bronica EC-TL, 80мм f/2.4 Zenzazon, около 1/30 сек f16-22, Fuji  Provia 100F.
Фото 3
Залив Sanna, Ardnamurchan, Highlands.Август 2001, около полудня.
Bronica EC-TL, 80мм f/2.4 Zenzazon, около 1/30 сек f16-22, Fuji Provia 100F.
Большое фото находится на сайте автора(167Кб)
Композиция
В квадратном кадре нет напряжения как такового - он даёт сюжету много пространства и потому "свободнее дышит". Фотографу решать, добавлять ли в кадр напряжение и волнение посредством выбора сюжета и композиции. Другими словами - масса пространства и для фотографа тоже.
Для меня хорошей пейзажной фотографией является такая, которая "ведёт" мой глаз через всё изображение, создавая некий маршрут. Как фотограф, человек может использовать форму, цвет и визуально выделяющиеся детали самого сюжета. Конечно же, приятно, когда различные элементы изображения объединяются и поддерживают друг друга.
Для меня хорошим упражнением для изучения композиции является следующее: я беру фотографию, имеющую некую ценность для меня, которая не выходит из моей головы. На листе бумаги я рисую контуры наиболее важных частей фотографии. Далее я беру карандаш и рисую одну или несколько окружностей вокруг тех точек, к которым мои глаза возврашаются снова и снова. После этого я добавляю несколько стрелок, чтобы отобразить маршрут, который от точки к точке совершают мои глаза.
Подобный анализ изображений - неплохой способ критически оценить и мои собственные фотографии. Правильно ли я выполнил кадрирование, или какие-то части изобрражения бессмыслены? Не отвлекают ли какие-то части изображения, привлекая слишком много внимания? Является ли фотография чем-то единым, или я только что нарисовал несвязанные стрелки?
В процессе создания фотографий я стараюсь увидеть те точки сюжета, которые будут главными, другими словами - где будут нарисованы окружности. После этого я строю кадр вокруг этих точек таким образом, чтобы весь кадр был заполнен стрелками, - части без стрелок должны остаться вне кадра.

Фото 4 Buchaille Etive Mor, Rannoch Moor, Highlands.Август 2001,  около 16 часов. Bronica EC-TL, 50мм f/2.8 Zenzanon, 1/8 сек f/22, Fuji  Provia 100F.
Фото 4
Buchaille Etive Mor, Rannoch Moor, Highlands.Август 2001, около 16 часов.
Bronica EC-TL, 50мм f/2.8 Zenzanon, 1/8 сек f/22, Fuji Provia 100F.
Большое фото находится на сайте автора(142Кб)
Подобная композиция может выстроиться очень быстро (из-за комаров я был вынужден отступить с поля Buchaille Etive Mor в течение 10 секунд), но иногда она озадачивает меня и процесс занимает много времени: немного левее, добавить неба или нет, телеобъектив или штатный, нет - этот вариант наилучший.

Квадрат
У квадрата есть некоторые интересные возможности. Прежде всего, не надо выбирать между горизонтальной и вертикальной ориентацией. В мире пейзажей это означает, что сцена может быть показана целиком, не оставляя вне кадра передний план, - то, что не всегда выходит с 35мм форматом. Подобным образом, начиная с переднего плана, глаз зрителя "вводятся" в кадр.

Glen RosaTyndrum
Glen RosaTyndrum
Buchaille Etive   Mor
Buchaille Etive Mor
Внутри квадрата можно разместить множество маршрутов для глаза: треугольники (Glen Rosa); диагонали (Tyndrum); ромбы (Buchaille Etive Mor); "андреевские флаги", когда все стрелки сходятся к центру (Loch Etive); овалы (Sanna Bay). Конечно же, всё это может быть сделано и в прямоугольном формате, но, исходя из моего опыта, квадрат предоставляет больше возможностей.
Loch EtiveSanna Bay

Для достижения симметрии (Loch Etive) всегда достаточно пространства, даже если ось симметрии не находится в середине кадра. Внутри квадрата возможно расположить эту ось выше или ниже, при этом не упираясь в верх или низ кадра.

Фото 7
Loch Etive, Highlands. Август 2001, раннее утро.
Bronica EC-TL, 50мм f/2.8 Zenzazon, около 1/8 сек f/22, Fuji Provia 100F.
Большое фото находится на сайте автора(139Кб)
Умение видеть
Большинство экранов, на которые мы смотрим, прямоугольные - к примеру, телевизор, монитор компьютера. Квадрат заставляет видеть сюжеты и мир форм иначе. Поначалу, когда я начинал пользоваться моей камерой формата 6x6, я был в бешенстве - как же построить кадр?
Но позже эта проблема привела к тому, что я стал тратить больше времени и внимания на процесс фотографирования, заставила меня смотреть на процесс кадрирования свежим взглядом, экспериментировать с положением камеры.
Конечно, со временем ощущение новизны уходит - значит, время брать в руки дальномерку, камеру с маленьким отверстием (pin hole) или ещё что-то новое, чего еще не пробовал.

Фото 8
Camuschoirk, Sunart, Highlands. Июль 1999, в обед.
Bronica EC-TL, 80мм f//2.8 Zenzazon, около 1/4 f16, Fuji Provia 100.
Большое фото находится на сайте автора(166Кб)
Отличным помошником в процессе построения кадра является шахтный видоискатель (WLF), который есть у большинства камер формата 6x6. Вы можете смотреть на изображение, не напрягаясь, нет необходимости вглядываться в крошечное отверстие видоискателя - это как рассматривать диапозитив на световом столе. Особенно здорово это получается при использовании штатива. Вам так или иначе понадобится штатив, если вы используете камеру среднего формата, особенно для пейзажной съёмки. Штатив может быть вашим врагом во время путешествия, но как только вы вернётесь домой, окажется, что он был отличным помощником!

Проецирование и показ
Важен не только процесс создания фотографий - показ фотографий также является важным процессом. В самом деле - что же это за фотография, которую никто не хочет видеть?
Квадрат является приятным форматом для проецирования: он заполняет весь экран. Изображение будто без границ, без обязательной рамки. Кроме того, вам никогда не придётся смотреть на нелепую смену горизонтального и вертикального форматов.
Большинство альбомов и книг - прямоугольного вертикального формата, что не очень хорошо для широких панорам. Квадратные фотографии вызывают меньше проблем и оставляют место для названий, отлично заполняя страницу.
Мне нравятся серии из двух или трёх квадратных фотографий на стене. Особенно сегментированная панорама - серия связанных между собой фотографий в одной раме, каждая в своём окне паспарту.

Ballachulish, Highlands. Июль 1999, закат.
Bronica EC-TL, 150мм f/3.5 Zenzazon, около 1 сек f/16, Fuji Provia 100.
Коммерческое использование
Квадрат также удобен для редакторов журналов, книг или реклам: он оставляет много места для разметки текста и позволяет свободно кадрировать. Конечно же, последнее не относится к каждой фотографии!
Квадрат привлекает больше внимания, чем кадры прямоугольного формата. У квадратной фотографии сильнее "останавливающий эффект", что позволяет ей лучше продаваться.

Фото 10
Loch Leathan и The Storr, остров Skye. Июль 1999, ранний вечер.
Bronica EC-TL, 150мм f/3.5 Zenzazon, поляризационный фильтр, около 1/15 сек f/16, Fuji Provia 100.
Большое фото находится на сайте автора(110Кб)

А теперь...
Совсем не обязательно выкладывать массу денег, чтобы просто поэкспериментировать с квадратным форматом. Двухобъективная камера (TLR) является неплохой начальной камерой, а для некоторых и единственной камерой за всю их жизнь.
Кроме того, посредством хорошего резака каждая прямоугольная фотография может быть обрезана до квадрата. Ну, а для тех, кто проецирует диапозитивы, маленькая хитрость: сложите две половинки рамки диапозитива крест-накрест и вы получите самодельные квадратные рамки!

Прочли? Что скажете? По моему не плохо.. Вот и я так думаю.

5 комментариев:

  1. "Что скажете? По моему не плохо.. Вот и я так думаю."
    Ты, Сереж, с кем это разговариваешь? ))

    По теме: советы по композиции и точкам-линиям отличные. Фото показательные :)
    Про слайды/диапозитивы/проекторы - познавательно, но весьма специфично. Мне было тяжеловато читать/воспринимать некоторые моменты. К тому же мне лично совершенно не интересно каким штативом и с какой головкой автор фото пользовался :)

    ОтветитьУдалить
  2. Я не ошибся или это все же автор в самом начале сказал, что, мол, он не против других форматов? :))) а по тексту - не похоже.
    В целом - интересно, но все об одном и том же.
    Хотя квадрат мне и самому больше нравится, чем прямоугольник, потому часто в квадрат режу работы.

    ОтветитьУдалить
  3. Та я тут просто мимо проходил..
    Статью решил выкладывать в оригинале перевода.
    Потому не удалял ничего.

    ОтветитьУдалить
  4. ой про квадрат - страсть интересно..

    ОтветитьУдалить
  5. Квадрат рулит - я это давно знал, а как начал на СФ снимать, так понял точно, в свое время даже сам статьей разразился: http://photo-why-to.blogspot.com/2009/11/66.html

    ОтветитьУдалить