Афиша

ВНИМАНИЕ!!!

В Полночь с 30 на 31 декабря... 2011 года
Все оставшиеся зрители приглашаются на таинственное представление "Тайны предновогодней Йолки..."

НЕ ПРОПУСТИТЕ!!!

Принимаются работы на Публичную порку.
Присылайте на этот адрес.


среда, 31 марта 2010 г.

Некоторые аспекты съемки портретов. 80-20 Фото

В контексте некоторых последних постов решил совершить наглую попытку поучить уму разуму зрителя. Нагло, утопично, я бы даже сказал вульгарно.

Но как говорится надо что-то менять:)
Не все время же смотреть на старания наших гуру плодить говно-шедевры и толпы медоносов нежно эти "произведения" превозносящие...

В общем хотелось принести пользу... Помню что то там про "ад" и про "благие намерения" было.. Ну да ладно ..

На мой взгляд достойный ресурс 80-20 Фото в лице Сергея Родионова опубликовал ряд статей на тему "основных моментов" при съемке портретов.. Решил их наглым образом привести здесь и увидеть реакцию публики:

Итак маэстро Сергей со спичем на арене нашего цирка! Встречаем под громкие аплодисменты:



Прежде всего оговорюсь. Я не буду рассказывать полный и формальный курс о том «как надо снимать портреты». На эту тему есть масса замечательных (и масса совершенно отвратительных) книг, в частности, любимая мной Beyond Portraiture: Creative People Photography
Цель это серии заметок по портретной фотографии – некая формализация общих идей, и просто «пункты», про которые стоит помнить во время съемок.
Итак – начнем с простого.
ПЛЕЧИ
Если только мы не снимаем очень очень тонкого и мелкого человека, или если мы не хотим подчеркнуть физическую величину снимаемого (скажем – для съемок бодибилдера , гордящегося своим плечевым поясом), стоит чуть поворачивать плечи относительно камеры. Плечи параллельные плоскости камеры будут оптически придавать ширину и «внушительность» практически любому человеку (именно поэтому профессиональные модели мучаются и голодают и следят за фигурами – им частенько приходится позировать таки с неразвернутыми плечами, и если они не следят за размерами – то ….).
ГОЛОВА
Тут, прежде всего, так же штука что и с плечами – всегда стоит поворачивать чуток. Насколько поворачивать – зависит от ситуации и от цели. «Классически», есть три уровня разворота.
- 7/8 – голова слегка повернута относительно оптической оси камеры, при этом камера видит оба уха снимаемого
- 3/4 – голова повернута дальше, одно ухо прячется от камеры. В этой позе – дальний глаз оптически уменьшается. У многих людей один глаз чуть меньше другого, и эта поза – корректирует подобную закавыку (но важно следить за тем, чтобы дальний глаз был именно тот что больше, а не тот что меньше). Классическим требованием подобного разворота также является то, что нос не должен пересекать линию щеки, и, желательно даже не должен ее касаться.
- профиль. Профилем с точки зрения классической фотографии является не столько привычное нам понятия профиля, сколько положение при котором ресницы «дальнего» глаза не будут видны. Как быть с ситуацией, если у человека красивые и длинные ресницы – классическая фотография умалчивает 8)
Далее следует извечный спор о наклоне. Все соглашаются на том, что желательно чуть наклонять голову, создавая «диагональную» композицию, а не статичную, при которой линия проходящая через глаза была бы параллельна нижнему (или верхнему) краю кадра. Но вечный спор идет – куда и как ее наклонять. Опять таки, с точки зрения «классической» фотографии мужской портрет – наклоняем голову к «дальнему плечу», женский – к «ближнему» (относительно камеры). Разумеется, фотографы и тут не оставили традиции в покое и спорят до хрипоты порой, как же будет правильно, и что кому нравится. В целом – просто попробуйте и так и сяк, и как понравится – так и оставляйте 8)
ГЛАЗА И ВЗГЛЯД
Нет строгих правил, касающихся взгляда в портрете. Лучше всего всегда попробовать сделать несколько варьирующихся кадров. Однако считается, что лучше всего избегать большого пространства между веком и радужкой (то есть широко открывать слишком глаза), на формальных портретах. Вообще лучше не показывать «избыточно много белка». Это редко выглядит красиво.
Для получения сжатых зрачков (и избегания «вампирских глаз»), а так же для того чтобы больше подчеркивался цвет глаз – полезно бывает использовать фонарик или некий другой достаточно яркий но не обременяющий источник света. Однако тут же стоит оговориться. Некоторые фотографы предпочитают делать портреты с более широкими зрачками, придавая тем самым некую «интимность» создаваемому образу.
Кстати, чтобы глаза не были красными от лопнувших венок – лучше всего попросить (что я обычно и делаю) фотографирующегося – покапать за час или пол-часа до съемок «визин»
или какие-либо схожие глазные капли. Это сократит фотошоп для глаз до минимума. И всем будет приятнее.

Чтобы получить живой и заинтересованный взгляд в камеру – можно использовать кучу уловок, от обычного разговора, до размахивания игрушками и щелканья пальцами. Однако стоит помнить, что никто не способен смотреть в камеру долго и заинтересованно на протяжении более нескольких минут. Человеческий мозг устроен хитрО, и поэтому «посмотрев и оценив» взгляд имеет обыкновение тускнеть. Чтобы портрет был живее – можно попросить фотографируемого человека варьировать взгляд между фотографом и, скажем, «вон той птичкой».

Итак, предполагая, что мы будем снимать не просто лицевой портрет – продолжаем.
Следующий важный аспект – руки. Никогда не давайте рукам просто безвольно висеть по бокам. Вы можете использовать руки как дополнительные направляющие для композиции, как участки внутренних «рамок» ограничивающие зоны на которые смотрит зритель. Используйте руки, чтобы рассказать историю. Если человек стоит и никак не придумывается, как же расположить руки – просто используйте карманы 8) Если нет карманов – можно попробовать одну их «скрестить руки на груди» и тому подобных поз. (Кстати, если снимать голову и плечи только, то подобное использование рук может создать «базу» для композиции).
- избегайте направлять руки прямо в сторону камеры. Угол – нормально.. прямо в камеру – эээ.. лучше перестроить кадр или переместиться.
- старайтесь «ломать прямые». То есть если в кадре есть локоть – чуть согните его, то же самое относится к запястьям.
- пальцы… Если есть возможность – старайтесь всегда следить, чтобы между пальцами всегда сохранялось пространство. При фотографировании мужской руки – прямые пальцы, сжатые кулаки – нормально.. Женская рука – лучше смотрится расслабленной и изящной.
- старайтесь не давать рукам безвольно висеть. Рука на бедре, рука в кармане.. рука обнимающая туловище или держащая некий предмет – всегда лучше, чем рука безвольно свисающая с туловища вниз.
Теперь мы постепенно подошли к середине туловища.
Всегда старайтесь развернуть бедра по отношению к камере. Оптическое восприятие человека устроено так, что даже стройные бедра, снятые в прямой проекции – выглядят полновато. Для мужчин это еще туда-сюда. Для портрета женщин, особенно если женщина за собой следит и ухаживает – это будет как плевок в лицо. Вдвойне справедливо для женского портрета, когда женщина имеет те самые роскошные бедра, для вынашивания детей. Они смотрятся просто прекрасно, когда чуть развернуты. Они смотрятся не очень красиво, когда мы наблюдаем их в прямой проекции на двумерном кадре.
И вот мы подошли к самой сложной (с моей точки зрения) части позирования – ноги… И об этом – в третьей части.
Отвлечемся на минуту от позирования, и поговорим об одном из самых важных аспектов съемки портрета – психологии.
К сожалению, образ фотографов поврежден известными «папарацци» и различного рода странными людьми, которые норовят снимать людей используя супер-длинные объективы, издалека и не вмешиваясь.
Несмотря на то, что супер-телефото отлично подходит для съемок диких зверей, сюжетов про наркотики на улице и тому подобные ситуации, когда фотограф рискует если не жизнью, то оборудованием, ради получения кадра.. Несмотря на это – хороший фиксированный объектив с ЭФР между 50 и 100 – это лучший инструмент для портретной съемки. Почему? Потому что прежде всего – объективы с постоянным фокусным, в большинстве своем – «рисуют красивее» и дают более резкую картинку даже на открытых диафрагмах, нежели зумы. Мне известно пока ровно два зум-объектива, один у Зуйко и один у Никона, которые дают резкость и изящность рисунка, сравнимые с «фиксами». При этом лишь один из них – портретный, у Зуйко.
Итак. Почему супер-телефото плохо для портретов? Потому что не только оно «сжимает» пространство, но и удаляет фотографа. Мы становимся «анонимны». ЭФР в 400мм дает нам возможность ловить моменты , но всегда ли мы должны ловить момент? Не проще ли , зачастую, поймать взгляд и попросить разрешения на съемку? Ведь мы все равно должны, строго говоря, спрашивать подобное разрешение?
И вот тут лежит огромный психологический барьер. Мало кто способен подойти к девушке на улице и попросить ее разрешения «снять ваш портрет». Еще меньше людей способны адекватно построить подобную фразу.
Но, что интересно, даже для студийной работы с про- моделью – фотографу подобные навыки общения просто необходимы.
Если вы не способны адекватно общаться с моделью, если вы не можете расслабить модель , заставить почувствовать ее себя спокойно и уверено – вы не добьетесь ни хорошего женского, ни хорошего мужского портрета. Почему? Потому что это будет постоянно лицо «как на паспорт».
Поверьте – лучше 10 раз получить отказ и научиться правильно спрашивать разрешения, и потом снимать кадры с живым взглядом и улыбкой, нежели всю жизнь гордиться тем как ловко мы умеем снимать «из теней».
Безусловно – подобное возможно не всегда. Есть ситуации, когда мы снимаем репортаж или когда события развиваются быстрее нежели мы способны что то сказать. В этом случае – понятно что надо «снимать, а не болтать».
Очень важно – каким образом вы будете «подавать» себя, при построении подобного обращения. Если вы начнете общаться с фразы «девушка, вы так прекрасны, позвольте ваш портрет сделать» – если это действительно красивый человек – вас пошлют. Скорее всего таких просящих был уже вагон. Если повезет – вам устало позволят сделать некий кадр.. Если быть еще более навязчивым – пошлют быстрее и почти наверняка. Более того, если модель еще не достигла совершеннолетия – можно полететь как фанера над Парижем. Лучше всего всегда представиться, пояснить кто вы, и потом уже спрашивать, причем в случае несовершеннолетних – просить пообщаться с родителями/опекунами, если можно. Если это не удается сделать до съемки – сделайте это после кадров.
Вы достигнете тем самым ТРЕХ очень важных целей
- вы поможете создавать позитивный образ фотографов
- вы получите себе дополнительную рекламу (если у вас есть визитка на себе – и вы ее отдаете)
- за вами никто не будет гоняться и норовить засудить
Во время съемки – НИКОГДА не делайте огорченных лиц и расстроенных вздохов, без пояснения в чем дело. Человек не видет того же, что видите вы на экранчике камеры. И результатом становится нарастающее беспокойство и неуверенность в себе. Но не стоит и издавать восклицания восхищения, без того чтобы иногда показывать снимаемому что у вас получается (исключение будет если снимается некий серьезный репортаж или корпоративное портфолио).
Несколько лет назад, когда я восстанавливал себя, как фотографа, в России, после длительного отсутствия, и горевал что не могу найти интересных моделей для портретов, один человек, тогда начинающий фотограф, сказал мне, что это мои личные проблемы. Другой же человек, услышав об этом – просто предложил провести сессию. Эта сессия – была началом моего возвращения на путь портретного фотографа в России. И я бесконечно благодарен этому человеку, вернувшему мне веру в то что я могу спрашивать людей и получать адекватные ответы.
Не бойтесь спрашивать. Это сложно лишь поначалу. Но навык задавания вопросов – даст вам возможность адекватного общения с людьми. И это – одно из очень важных качеств для фотографа. И для про- и для любителя.
На мой взгляд Сергей очень достойно ответил по основным техническо-психологическим аспектам съемки и при этом в сжатые сроки :)
Теперь Ваш выход зритель !
Насколько интересен материал?
Насколько интересен подход с обучающим материалом в контексте собственных выступлений?
Насколько ваще интересен материал "Советы бывалых" ?

На самом деле лениво было просто делать что-то самому если уже это написано другим.. Но могут быть и сольные выступления артистов и приглашенных.

10 комментариев:

  1. Очень интересно! Позновательно.

    ОтветитьУдалить
  2. Первая часть статьи изложена нудно и не интересно. Я сделал над собой усилие, чтобы ее прочитать. Подобную информацию, тем более для начинающих, просто необходимо визуализировать, т.е. если написано "делать так, а не так, потому что" - необходимо показать что будет, если сделать так или не так. Иллюстрации не раскрывают содержание статьи, и больше похожи на самопиар, что в статьях для начинающих недопустимо совершенно! Если автору хочется показать свои снимки, можно сделать это отдельно в конце, озаглавив как "показательные примеры".

    ОтветитьУдалить
  3. Согласен Макс. Учту при проведении следующих выступлений.

    ОтветитьУдалить
  4. А нме понравилось что бы не говорили !!!! Так держать и дальше !!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Ну, сначала пугнулся, шо стока букв будет стандартной тягомотины про портреты и большинство уже будет читано-перечитано, но когда начал читать - понял, что ошибался :)
    написано легко, приятно, доступным языком и как бы по-дружески. Информация подана хорошо, короче :) Понравилось. Многое уже не ново, но кое-что почерпнул, а кое-что просто подчеркнул. Психологические советы - тоже дельные.
    Вообщем - приятный и интересно поданный материал в сжатых рамках. Макс Т - просто выкаблучивается :) Иногда полезно прочитать уже знакомые вещи, что бы оглянуться на себя и вспомнить, так ли я это делаю :)
    Пускай Родионов пишет книгу по фотографии :) Я бы ее купил :)
    Спасибо Факиру за материал :)

    ОтветитьУдалить
  6. Нормально. Я читала с конца и всё было отлично :)
    По поводу визуализации и "как будет если сделать так, а не вот так" полностью согласна с Максом. Фото не показательны :).

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  8. Да, материал "советы бывалых" - однозначно интересен.

    ОтветитьУдалить
  9. может кому-то просто "интересен"
    а для меня так полезен...
    мотаю на ус..
    еще бы похожее о натюрмортах
    эт, так, мечтательно

    ОтветитьУдалить
  10. В свое время переписывался с Родионовым по поводу перепечатки его статей - он, как я помню, очень болезненно к этому вопросу относился, поэтому надеюсь, что этот вопрос с ним согласован :) Блог у него неплохой - советы, может, иногда банальны, но именно такие чаще всего и востребованы. Правда, сами фотографии красноречиво свидетельствуют, что сам Маэстро не всегда утруждает себя буквальным следованием этим правилам :)

    ОтветитьУдалить