Афиша

ВНИМАНИЕ!!!

В Полночь с 30 на 31 декабря... 2011 года
Все оставшиеся зрители приглашаются на таинственное представление "Тайны предновогодней Йолки..."

НЕ ПРОПУСТИТЕ!!!

Принимаются работы на Публичную порку.
Присылайте на этот адрес.


пятница, 18 июня 2010 г.

Врагам Климта

война с ветряными мельницами как состояние души

Прежде всего я хотел бы поблагодарить Директора Цирка за сольное выступление - после почти двухмесячного перерыва - собравшее такое количество зрителей  читателей:)

А после того - попытаюсь как профессиональный тунеядец консультант пояснить, почему Директору лучше управлять работой Вестника из-за Кулисы, предоставив творчество специалистам-коверным :)

Я бы начал не с рассуждений о фотографии как таковой, а с сюжета этого эссе, поскольку именно он меня удивил больше всего. О том, что Директор не любит Ps и не признает права за основательно модифицированными изображениями носить гордое имя фотографии, известно уже давно. Эта позиция декларируется часто и достаточно подробно. И именно потому мне совершенно непонятно - зачем тогда брать откровенно говенное фото (мои извинения автору - Kostja Kovernik); тратить время на самоличную обработку этой карточки в том самом проклятом, убивающем благородное искусство светописи редакторе; притом еще не просто обработать, а с особым цинизмом - под Климта, а ведь для этого нужно было потрахаться постараться, найти тот самый фильтр, установить и предварительно потренироваться на котятах; а после того - обрушиваться на практически собственное детище с такой разгромной критикой. В целом это выглядит не то что бы нелогично, а как какой-то... стокгольмский синдром. Учитывая, что сам Директор является соавтором этой картинки - его попытки развенчать собственное детище можно сравнить только со старанием унтер-офицерской вдовы, пытающейся высечь себя самостоятельно.


Более того - если мне не изменяет память, во времена Золотого Века, когда мир был юн, чист, наивен, а сам Директор еще выставлялся на Фотограферсе, именно коллажи были если не самыми, то одними из наиболее рейтинговых его работ. Помню, к примеру - сейчас лень искать ссылку, да и не уверен, что смогу найти - совершенно антифотографичный и даже антихудожественный в силу пошлости сюжета монтаж с какой-то одесской подворотней и плещущейся у ее ворот бурной волной. Я конечно все понимаю, плюрализм и все такое, но давайте определяться: или мы такие масштабные манипуляции реальностью с помощью Ps признаем и используем; или не признаем, и не используем. В противном случае эта история начинает немного напоминать новость про одного американского сенатора, активного противника нетрадиционных меньшинств, задержанного как раз после посещения гей-клуба - ничего личного, просто в самом деле навеяло :)

Предвижу возражения в том, что для Директора это был творческий эксперимент, не более; а ответственность лежит на зрителях, благожелательно принявших такую обработку "под Климта"; и потому пафос обличения направлен против не разбирающейся в "правильном" искусстве толпы. Так вот: ответственность в первую и основную очередь лежит на авторах. Та самая толпа зрителей-виртуалов, восторженно плюсующих все подряд, состоит из вполне реальных людей, с конкретными фамилиями и совершенно определенными вкусами. Из таких, как я; Kostja или Директор. И единственный честный способ избежать умножения количества говна в природе - это не продуцировать его самому и не способствовать его продуцированию другими. Проведу аналогию: каждый выходной вижу отдыхающих, засерающих берега лесных озер под Пущей. Можно повести творческий эксперимент - дать кому-то пустую бутылку в руки, подговорить забросить ее под куст; а потом собрать на берегу митинг и громогласно обличать хулигана. А можно не бросать самому и не подбивать никого это делать, а по возможности - убрать намусоренное и отпиздить мудака  провести воспитательную работу среди населения. Второй вариант не так эффектен, но гораздо более эффективен с точки зрения конечного результата. Так вот, мне кажется, Директору стоит быть последовательным в своей борьбе: снести со своего компа все художественные фильтры - можно и Ps заодно, техническую ретушь тру-фотографии можно и в Lr спокойно сделать; прекратить подбивать авторов на эксперименты и объяснить им (как вариант - сдав их с потрохами в Паноптикум) о недопустимости попыток получить из говна конфетку с помощью современных технологий.

Далее - относительно применимости вообще Ps в обработке фотографии. Об этом достаточно много написали в комментах под исходной статьей, поэтому развернуто аргументировать - значило бы повторяться. Я не вижу никакой разницы между вмешательством в изображение с помощью Ps или каким-то другим способом (Lr, Picasa, iPhoto, push-process, cross-process, монтаж или ретушь при оптической печати и т.п.). В аналоговой фотографии - пленочной, например - исходное изображение тоже корректируется, просто другими способами. Фотографию делает искусством не форма, а содержание; не то, как обрабатывалось изображение, а то, как его воспринимает зритель и как оно на него воздействует; не инструмент, а результат. Ps - это всего лишь один из доступных инструментов; работать им или нет - решать автору. Вопрос стоит только в границе допустимого вмешательства - начиная с какого момента фотография перестает быть фотографией и становиться... Не-фотографией? Просто изображением?

Очевидно, Директор эту границу определить не может - и потому предлагает решить вопрос радикально и просто, призывая анафему на обработку вообще. Это, конечно, простое решение; и как большинство простых решений, неправильное.

Повторюсь еще раз, ответственность за работу - в том числе и за то, каким образом она получена - лежит на ее авторе. Границы допустимого определяются исключительно его авторским видением, его пониманием того, что он хочет получить в итоге. Результат может, конечно, быть совершенно не тем, который он себе представлял; или тем, но при этом совершенно не удовлетворительным с эстетической точки зрения. Но в любом случае, работа - это компетенция автора; так же как и оценка работы - компетенция зрителя. А зритель на фотограферсе эту работу принял благожелательно, судя по отзывам:) и в этом, самом по себе, нет ничего плохого и уж точно такого, против чего стоит затевать крестовый поход - ведь оценка зрителей по определению субъективна и сиюминутна, а в данном случае это еще и некая сумма субъективных и сиюминутных оценок.

Директор, очевидно, пытается занять позицию между автором и зрителем, вернее даже - над отношениями зрителя и автора; образно говоря, встать над ними в роли третьей стороны - эксперта. И как эксперт, он пытается рассказать автору, как надо делать правильно; а зрителю - как правильно нужно воспринимать работу. Но это дело неблагодарное, ведь недаром эксперты, искусствоведы и критики испокон веков считаются паразитами на теле искусства, и не без оснований :) Такая позиция - над отношениями автор-зритель - очень неустойчива, и что бы не свалиться в ту или иную сторону Директор, как настоящий фокусник, из воздуха создает какие-то конструкции и аргументы, позволяющие ему удержаться в пустоте.

Так, в роли эксперта он сперва апеллирует к общности живописи и фотографии, а потом тут же обрушивается на рассматриваемую работу из-за обработки, самим же предложенную, за то что она слишком характерна для живописи. Но нельзя так просто, ибо в целом, сравнивать фотографию и живопись - это что-то из серии сравнений слона и кита. И уж тем более пытаться загнать фотографию - или живопись, или любое другое направление - в самим придуманные рамки.

Действительно, и живопись, и фотография подчиняются одним и тем же законам изобразительного искусства. Кстати, эти же правила используют так или иначе и в кино, и в театре, и архитектуре. Но эти законы основаны на особенностях восприятия человеком зрительной информации и его представлениях об эстетике - нельзя определять их через использование (или неиспользование) той или иной техники. Более того, неправильно проводить раздел между живописью и фотографией только по тому, что первая отображает вымысел, а вторая - действительность. Если почитать литературу по истории изобразительного искусства (рискну рекомендовать "Историю изобразительного искусства" Сокольниковой Н.М., учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений в 2 т., издательский центр «Академия», 2007), то можно обнаружить обескураживающие факты, не согласующиеся с этим определением. Например, очень долго (собственно, до широкого распространения фотографии) живопись служила как раз средством достоверной (насколько это возможно) документации действительности. Даже сейчас в американских судах используется репортажный рисунок - то есть в зале работает судебный художник, а не фотограф. В Росии художник Пясецкий рисовал процесс Первомартовцев (были такие террористы); во Франции первой половины 19 века с помощью литографии Оноре Домье увековечил служителей правосудия. Существовал академизм, где помпезному и парадному содержанию соответствовала реалистичная форма изображения; в конце концов, тот же реализм (кроме соц.реализма, это как раз сплошной фэнтази) в виде передвижников. В более ранние времена по тщательно выписанным портретам невест будущие женихи принимали решение об их привлекательности - часто ошибочное, конечно, но тут уж дело такое. В те времена для заказчиков портретов было важным достоверно запечатлеть все атрибуты их статуса и положения, и недаром мастерство художника оценивалось в первую очередь по тому, похожим или непохожим получилось изображение - что, кстати, совсем не отменяло попыток приукрасить действительность. Диалектика, однако.. Даже во время античности было очень важным достоверно, во всех мелочах запечатлеть те или иные бытовые сцены - например, можно вспомнить некоторые росписи египетских пирамид. От точности изображения напрямую зависело, как именно вещи или слуги фараона окажутся на том свете и будут ли полезным там своему владыке. Кстати, сущестовала ритуальная живопись со своими канонами - например, иконопись - которые нарушать категорически не разрешалось. Дебаты по поводу нового творческого приема в изображении того или иного сюжета могли закончится и плачевно - костром - для автора, это вам не фотошоп мусолить на форумах. В общем, спорам о том, должен ли художник приукрашивать действительность или изображать ее скурпулезно во всех мелочах, и как именно изображать - сто лет в обед.

Эти споры продолжились и тогда, когда появилась фотография. Неправильно считать, что желание приукрасить действительность и вообще отойти от нее как можно дальше стало возможно реализовать только с изобретением Ps. Можно вспомнить кабинетные портреты в студии, для которых использовался бутафорский антураж, или даже щиты с нарисованными сюжетами и отверстиями для того, что бы портретируемый вставлял туда голову. Монтаж придумали до изобретения Ps. Даже сейчас, когда вся обработка идет на компьютере, есть фотографы, имитирующие в работе пленочный, нарочито грубый монтаж. В конце концов, дело даже не в монтаже - разве при съемке гламура с помощью визажистов, стилистов и осветителей не создается реальность, не существующая в действительности?.. Можно найти пачки фотографий доцифровой эпохи, не имеющих никакого отношения к реальной жизни. Гельмут Ньютон - он же Дух Гели - снимал обнаженных женщин, как манекенов. Зрителям не мешает тот факт, что на его фото изображено однозначно нетипичное поведение, нехарактерная мимика и сюжеты, имеющие мало отношения к реализму и реальности? Или этому надо слепо верить, посто потому что это "один кадр"? В этом смысле что Гельмут, что другие мастера-фотографы тоже создавали свою реальность, основанную на своем видении - точно так же, как ее создавали художники раньше. Просто другой инструментарий - но нельзя же делить искусство и не-искусство сугубо по технике, особенно когда эти техники постоянно смешиваются, переплетаются, появляются новые способы и варианты передачи изображения. И проводить водораздел по линии вымысле-реальность тоже получается некорректным - поскольку и тут критерии слишком зыбки, неопределенны и зависят как от автора, так и от восприятия его работы зрителем.

Поэтому - когда мы сравниваем фотографию и живопись, нужно четко оговоривать, о каких именно жанрах мы говорим. Если речь идет о документалистике - согласен, вмешательство и украшательство недопустимы; но с этим, во-первых, никто с этим не спорит, а во вторых, об этом речь и не идет. Если же речь идет о фотографии как о способе самовыражения автора, как о способе передать к зрителю свои эмоции и чувства ((с)Директор), то говорить о том, какими именно техническим способами это можно и какими нельзя делать - недопустимо. Это вопрос сугубо интимный, касающийся только автора и зрителя.

В данном случае приведенная работа - не фоторепортаж о буднях героини с такой-то именем и фамилией; не фотоотчет и не документалистика. Визуально - от обработки картинка выиграла, просто потому, что взгляду по ней легче скользить; хаос объектов съемки, создающий дискомфорт для восприятия, сменился на цветовой хаос - более приятный глазу; четче обозначилась композиция - не идеальная, но какая есть. Исходное фото, конечно, говно, и обработка шедевром ее не сделала; но автор имеет право делать с ней все, что захочет - зритель оценит, или не оценит. Сайт Фотограферс - не галерея современного искусства, а всего навсего "Сообщество фотографов, визажистов, массажистов и других сочуствующих" - что-то вроде фейсбука, только картинок больше. Пипл схавал. А пипл - это сообщество людей, считающих себя экспертами :)

А эксперты... Приведу пример. Есть известная украинская художница Оксана Мась - я с ней, кстати, одну школу заканчивал - которая создает всякие известные инсталяции, например: гигантскую писанку в Лавре из тысяч пасхальных яиц. Спросить меня - искусство ли это?.. Отвечу - говно, маркетинг и профанация. Но у экспертов свое мнение, поэтому Мась выставляется в галерее Пинчука и является самым продаваемым современным художником страны, а я пишу тут статьи в защиту Климта. Это говорит только о том, что каждый - сам себе эксперт, и сам определяет свое видение.

Так что давайте аккуратнее с экспертными оценками и крестовыми походами:)

14 комментариев:

  1. Ух, Андрей, боюсь, что Ваш высокоакадемический слог будет утомителен для многих Анонимнусов, которые в свою очередь посчитают Вас занудой, вместо того, чтобы попытаться задуматься о том, что Вы написали.
    Эко я завернул. Но где-то так.
    А по сути, Вы пытаетесь довести, что есть - инструмент, а есть идея (так же еще известная как мысль и т.д.) Совершенно с Вами согласен.
    И если я правильно понял ход Вашей витееватой мысли и слога, я, так же как и вы не вижу различия между инструментами в физических процессах влияния на фото. А разницу я наблюдаю именно в идее, мысли и т.д. которая складывается в конечную реализацию.
    Что нам мешало использовать кросс-процесс или push-процесс в гидрохиноновое время? Чем это не влияние на реальность получающейся фотокартины? Вопрос лишь в идее, ручках и том, что получилось в результате.
    В общем, спасибо Андрей. По данному опусу я Вас поддержу

    ОтветитьУдалить
  2. Ответ адвокатишке Дьявола ждите отдельным постом минут через... до полудня... ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Экая размеренная культурологическая беседа с отсылами куда угодно даже ко второму тому "Истории изобразительного искусства" несколько даже вибивается из общего ряда происходящего в Цирке. Такую бы к вечеру да с голосом Радзинского...:)

    Кстати, Андрей, а Вы точно Директора ни с кем не путаете. Он, конечно, выставлял в БЦ всякую хрень (блин как можно про самого Директора так), но коллажи... Как можно. Ну так шоб почти и нельзя. О чем свидетельствует даже посмертный скриншот странички с Фотограферса - тут в Цирке кстати ссылочка была :)

    Мне кажется обострение негативного восприятия и призывы к крестовым походам на всяческие виды обработки это всеж к солнечной активности и расположению планет....;)

    ОтветитьУдалить
  4. 2VORON: Сильно извиняюсь за витиеватость:) Просто когда речь идет, с подачи Директора, о законах восприятия, жанрах искусства и прочем, нужно быть очень аккуратным в словах. Тут в попытке упростить и сделать материал подоступнее легко впасть в профанацию, начать передергивать факты и заниматься демагогией - ну, собственно, как и произошло :)

    2Marina: Как можно спутать с кем-то Директора!.. У него такой неповторимый стиль, даже в коллажах:)

    2Пиксель: вот только не надо пугать!.. :)

    ОтветитьУдалить
  5. Кстати, давно хотел сказать.

    С некоторых пор тут стало модным наезжать на Анонимусов - чмырить их всячески, обличать, прибивать к позорному столбу и так далее. Хочу со всей ответственностью заявить, что даже на сегодняшнее утро в настройках блога РАЗРЕШЕНО каментить материалы всем - включая анонимных авторов. Это есть редакционная политика на текущий злободневный момент. Как только это станет сильно мешать - такая возможность будет отключена, и проблема решиться сама собой.

    От лица Профкома - зарегестрированный пользователь Бим Тибальдович Капулетов, IP-адрес 10.12.59.65

    ОтветитьУдалить
  6. Бим, я так понимаю камень в мой огород.
    Я к анонимнусам отношусь... никак. Чаще из голосового отверстия сочится яд, обиды, зависти, глупости. Вобщем разного рода нечистоты. Потому я попросту их не замечаю, но при возможности подъебнуть - шанса не упускаю. Так шо хай каментять, это лишь популярности нам прибавит, да и так сказать плюрализм мнений ущемлен не будет.

    ОтветитьУдалить
  7. Кстати, можно было и упомянуть в качестве извращенного способа донесения правдивой картины окружающего мира всякие там фишаи /осторожно поглядывает на Дона/ - еще то средство искажения (в более, чем прямом смысле) реальности.

    ОтветитьУдалить
  8. Если фотография способ выражения автора то нехай и выражается с помощью фотографии, но как сказать фотографически? Это трудно да и не умеют - вот и делают раскраски самовыражовываясь...
    Поэтому я согласен с нашим гениальным Директором на 100%!!! Он Дунай мысли и Гений Карпат!
    (О как лизнул!)

    ОтветитьУдалить
  9. Тогда уже "Карпат гениальности" )))))))))

    ОтветитьУдалить
  10. Ляпну тоже немного от себя. И, кстати, Ник, Вы на меня не оглядывайтесь. Я абсолютно адекватен, когда идет обсуждение или даже расфигачивание какого-либо творения (в том числе и моего) и когда идет оспаривание мнений. Но стоит только кому-то (в связи со своей мозговой ущербностью и неспособностью к конструктивному ответу) ляпнуть что-то оскорбительное в сторону меня, как личности – тут во мне просыпается зверь со слабоконтролируемыми инстинктами (знали бы Вы, что ветеринарам на курсах за уколы ставят!:)).
    Это – отступление.
    По существу вопроса. Развернулся, конечно, Андрей! Букафф многа. Но – осилил и понял. Директорский ответ еще не читал. А с тем, что сказал Андрей – соглашусь.
    С одной поправкой или дополнением. Была у меня серия из трех диптихов (на БЦ остался один http://photographers.com.ua/pictures/show/realnost_nerealnyx_mirov_onejroidnyx_galljutsinatsij_174252/ ) которые были посвящены покойному другу, болевшему аутизмом. Ну, посвещены-то – для меня, а для зрителя – дабы рассказать немного о таких людях. Так вот к чему я веду: работа, конечно – фотошопный изврат, пускай и с фотографической основой, но! Цель изврата была одна – достигнуть тех картин, которые рисовал Юрчик. И вот рисовал он не придуманные вещи. Рисовал он то, что он видел. Где видел? В каких снах и каких реальностях? В силу отсутствия у меня такого виденья – не знаю. Но для него все эти вещи были абсолютно – реальны! Как есть дальтоники, которые путают цвета. Для них красный – это зеленый. И это – их реальность! Глупо ее оспаривать. Но вот таким он видит мир. Может и мы все ошибаемся, а трава – фиолетовая. Я – не знаю. Так вот к чему я плавно подвожу? К тому, что кто сказал, что если что-то выглядит нереальным на самом деле – реальным не является? Наше ЭГО это сказало? Но человек увидел что-то другое. Ну, бля, зайчик солнечный в глаз стрельнул! Пьян был и на все смотрел через дно пустующей бутылки. Какая хер разница. Увидел! Воссоздал, используя фотошоп. И если я не вижу конкретных «боков» которые бы мне выдавали коллажность происходящего в кадре, то хер я буду возмущаться и говном кидаться на автора! Если глаза и первичный мысленный центр – верят, то зачем мне раскладывать все по полкам и рвать жопу, что бы доказать самому себе и еще и окружающим, что «фотография пришла в упадок и пиздец!».
    Теперь касательно моих сферических панорам… В детстве очень любил Экзюпери. Принца его. И даже не столько читать – сколько рассматривать иллюстрации художника (книжечка была еще такая – красненькая в твердой обложке)… и на всю жизнь засел у меня на подкорке один рисунок, где принц стоит на такой вот шарообразной планетке возле дерева и смотрит вдаль. И шарф у него развевается. Вот с тех пор у меня и любовь к сферам. А теперь я получил инструмент, который мне позволяет реализовать старое детское желание создать подобное (ну вот не додали мне на небесах возможности красиво рисовать). И я уже несколько лет ищу по жизни такую локацию (с таким деревом), которая бы дала вторую жизнь тому рисунку с принцем из моей головы.
    Вот. Фух. Больше не буду утомлять, а то много букв получается. Имеющий мозг – да поймет!

    ОтветитьУдалить
  11. Ну прочитал Роман... Ну рисуйте картинки друга и Антуановщину... Коим боком это к фотографии относится? Есть свое видиние - пожалте в художники бля! Есть свое видиние как фотографа - пожалте выразить его через светотень, цвет, ракурс... есть свое мнение и хотите выразить - можно еще на заборе написать, красиво... :) Словами... Станете поэтом.

    ОтветитьУдалить
  12. Пиксель, а можно я, того. Все сразу буду :) Хорошо?

    ОтветитьУдалить
  13. 2Nick - про фишай забыл, кстати, спасибо. Это хроший пример того, как можно получить картинку, неадекватную в смысле реальности, причем честным - "фотографическим", по Директору - способом. Оптическая иллюзия, и никакого мошенства :)

    ОтветитьУдалить
  14. 2Пиксель - можно подумать, в фотографию идут только те, у кого видения нет. Светотень, цвет, ракурс - это все может присутствовать в изображении, которое не получено "канонически" - и наоборот, отсутствовать в чистой, ортодоксальной "тру" фотографии. Не нужно загонять фотографию - как и живопись - в какие-то рамки.

    ОтветитьУдалить