Да и последние баталии на арене нашего цирка о “Инструментах” и “Искусстве” в фотографии дали дополнительный толчок к написанию сего опуса.
Говоря цитатой какого-то художника, на чьи советы по композиции я набрел в сети:
Все, что сказано о работе над композицией, не нужно понимать как постоянный, обязательный и неизменный порядок. Однако соблюдение правил помогает достигнуть хороших результатов, ведет к вершинам мастерства.А!? Каков подтекст! «Вершины мастерства»! О такое вот оно, заманчивое слово. Просто Мечта! Оказывается все уже придумали до нас :) И шедевр у нас в кармане.
Итак, господа хорошие, досаду эту (в смысле восполнить в Вас пробел в знаниях) и непорядок я попытаюсь устранить. Да имеющий мозг, а не муляж, почерпнет здесь изюм истины.
Полопатив фундаментальные труды, типа того же Фроста, Лапина, и т.д. я так понял, что не помещусь в рамки одного нравоучения а на серию опусов меня вряд ли хватит, ибо стар стал и ленив, решил взять экскурс по основам композиции от того же самого неизвестного мне автора. Самое парадоксальное, что Автор то чистой воды художник. Точнее это не парадокс, а правда жизни, которая лишний раз подтвердит тезис о рождении фотографии как более несколько другом формате «ПИСИ».. Бргг.. не живоПИСИ, а светоПИСИ.
Конечно же я не смогу хладнокровными нравоучениями писать долго и нудно как и под каким углом Вам нужно раскорячится чтобы получить шедевр, фокус не в этом. Фокус в воспитании в себе собственного креативного мышления, опираясь на опыт старших товарищей, т.е. художников.
Итак начнем… Дорогой читатель.. Рекомендации художника:
Художнику для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.Вуаля! Слова не мальчика а мужа! Другими словами на нашем пацанском жаргоне это звучит не так высокопарно, но по сути взывает к тому же: “Чууувааак! Включи мозг прежде чем давить на гашетку!” По поводу “набросков” и “зарисовок” скажу так: я бы для этого использовал по началу простую мыльничку. Дабы натренировать глаз автоматически видеть композиционные решения. Т.е. просто увидел невооруженным глазом, как мне показалось, шедевр, клац его на мыльничку, особенно не заботясь о том что получится по качеству в итоге, и потом уже спокойно анализируй что получилось, хошь дома, а хошь сразу, что предпочтительней для того чтобы сразу исправлять ошибки. Но, положив руку на серце, скажу, что я использовал этот прием (с ладошками) эдак в году 84, когда фотоаппарат был только у папы и выдавался мне под строгой цензурой. Чуть позже победив в соревнованиях я таки получил в качестве приза свою первую смену 8-м :) Ну да я отвлекся. Двинемся далее. Совет мастера:
Увидеть интересный мотив композиции в жизни не так-то просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель, которую несложно изготовить самим. Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Если у вас нет рамки, то можно просто сложить ладони так, как показано на рисунке
Выбор наиболее выразительного сюжета для композиции тоже непростая задача. Один и тот же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то есть создают свою версию содержания. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изображает художник на полотне, а содержание или тема могут быть гораздо шире, то есть по одной теме можно создать произведения с различными сюжетами.Несколько витеевато, но трудно не согласится с советом гуры. И действительно проще говоря должна быть мысль перед рефлексом. Посмотрим как же он разовьет свою мысль далее:
Важно, еще до начала изображения, попытаться представить себе, какой будет картина.“Каков наглец! Он сразу связывает нам руки!” скажете Вы! :)) Ну а если задуматься, то старый учитель таки прав, черт побери, как не прискорбно это констатировать. А суть этого совета в том, что Вы поначалу, должны определится с типом кадрирования. Да-да. Вот так банально. Благо цифроживоПИСЬ позволит Вам “почикать” изображение в более выгодном свете, но все же сразу учитесь мыслить глобально. Это важно и сэкономит в дальнейшем ресурс Вашей дорогостоящей тушке. Двинем дальше:
Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее выразительной композиции. На этом этапе определяется, каким будет формат картины (вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др.) и ее размер.
Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенностиИ трудно с примером не согласится. Да, да..Это кадрирование потому и самое избитое потому, что испокон веков так полюбилась художникам, что даже фотоаппараты начали конструировать исходя из близких геометрических соотношений сторон. Не ожидали ?
К.Брюллов, Всадница
Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического действия. Чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиций“Эпического” ёма-ё .. Как излагает.. Хочется все бросить и снимать Епичечские, мать их, события! :))) Но тем не менее он снова таки прав. Не останавливаемся и внимательно слушаем мастера:
А. ИВАНОВ. Понтийские болота
Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свитокИ вправду, черт побери не поспоришь. Ведь если ты хочешь показать величие и могущество небоскребов.. то еще и вертикальную панораму придется клепать. В общем прав курилка.
ВАТАНАБА КАЗАН. Весна и осень
При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции - по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета - слева направо, в глубину картины или как-то иначе.И снова соглашусь и поддержу. Да да, конечно бывают исключения и даже умышленные нарушения. Но нарушения это должны быть уместными и понятными зрителю, да и чего греха таить Вам, как автору! Т.е. выражаясь техническим языком, Вы должны рулить композицией а не она Вами.
Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.Как красиво, сказал – трудно даже что дополнить.. Итак мозги кипят только от визуализации в них этих самых осей и границ.
Э. ДЕГА. Голубые танцовщицы
Композиция произведения в овале и круге строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяется как формат для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко соотносится с овалом человеческого лица или контуром погрудного изображения.Вот она – узаконенное виньетирование. Вот оно родное, откуда корнями вышло! :))
Д. ЛЕВИЦКИЙ. Портрет Урсулы Мнишек
Художники могут использовать форматы сложной конфигурации, состоящие из сочетания двух перечисленных геометрических фигур, например полукруга и прямоугольника.Вот они извращения в кадрированиии дабы подчеркнуть сущность композиции :) А вы говорите в рамке или без рамки. Копайте глубже.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мадонна с цветком
В эскизе прорисовывается общая композиционная схема, расположение и взаимосвязь основных действующих лиц без детальной прорисовки.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.Мадонна и младенец с котом. Эскиз композиции
Возможно тоновое и цветовое решение эскиза. Далее обычно выполняется рисунок композиции, затем живописное или графическое ее воплощение.
Один из интересных этапов работы - сбор натурного материала, который включает наблюдения окружающей жизни, выполнение набросков и зарисовок дома, на улице в связи с выбранным сюжетом. Можно заняться сбором натурного материала сразу после выбора сюжета или выполнить эту работу после первого эскиза композиции. Если что-то не получается в рисунке композиции, можно еще раз отправиться на этюды, зарисовать неполучающиеся детали, а затем уточнить рисунок с использованием собранного натурного материала. Можно даже выполнить новый композиционный эскиз с учетом выполненных набросков и зарисовок с натуры, уточнить замысел.Да, да и еще раз да! Гуру как же я с тобой согласен. Сколько раз я возвращался на одно и тоже место ловя тот самый утренний туманчик.. Правильное падение солнечных лучей и ссука этого долбанного рыбака которого проще заманить туда горячительным напитком.. К сожалению с природой это не получится. Но тем не менее. Эй? Советчик-гуру ты часом не фотограф?...
Все, что здесь сказано о работе над композицией, не нужно понимать как постоянный, обязательный и неизменный порядок. Однако соблюдение правил помогает достигнуть хороших результатов, ведет к вершинам мастерства.Хорошая фраза… Я тоже терпеть не могу максимализма, но еще больше профанации.. А сейчас к сожалению, профанация преобладает.Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения композиции натюрморта.
Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения композиции натюрморта.Вот он зууум .. Вот он родной для чего оказывается нужен. :)) Это оказывается устройство не для закомплексованных дрочеров и не для разминки затекших пальцев и не для того чтобы пафосно поддерживать ваш телевик. А для управления композицией!! О как ! :)
Даже об одном предмете можно рассказать по-разному: изобразить его крупно на первом плане, показать средний план или нарисовать этот предмет мелко на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника.
Формат листа у рисунков натюрмортов на этой странице одинаковый, а вот впечатление возникает самое разное. Это происходит потому, что композиция каждого натюрморта имеет четкую структуру. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции.Ааааааа! Какие красивые слова! Опять кокетливый призыв к художникам начать думать и развивать свои навыки, а не тупо спускать крючек вашей все переносящей тушки! Браво Гуру – я тоже очень толерантно этим занимаюсь :)) Но как мне кажется, горбатого могила исправит :)
Подобных схем построения композиции может быть множество, но в творческой работе важно помнить, что выбирать схему необходимо в зависимости от того, какого художественно-образного решения хочет достигнуть художник. Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме. Оригинальное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины, обеденный стол остался неприбранным, художник разложил для работы свои кисти и краски, актриса забыла убрать парфюмерию после гримирования и т. п. Все богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление.
А теперь попробуем сами составить натюрморт. Для этого возьмем тарелку с двумя яблоками, банан, грушу, нож. Вариантов построения композиции может быть много. Можно разложить перечисленные предметы на столе так, чтобы они не загораживали друг друга ,Вот Вам и первый урок. Практический, заметь-те урок. Как в общем-то по разному можно подойти к постановке вопроса. Но как же это сделать, не обладая гармоничным и креативным мышлением?
но такая композиция выглядит однообразно и скучно. Попытаемся сгруппировать предметы.
Получился более выразительный вариант, однако банан, груша и нож слишком одинаково направлены к центру.
На следующей композиции
все предметы опять собраны в центре, а банан и нож одинаково параллельны краю стола, что тоже мало выразительно. На наш взгляд, наиболее удачной является композиция, в которой достигается ритмическое разнообразие линий и объемов.
Предметы красиво расположены на плоскости стола, составляют очень живописную группу, уравновешивают друг друга.
Уважаемый гуру подскажет нам с Вами как его развить, дав парочку не сложных советов:
Но даже и в одной композиции можно подчеркнуть разные моменты, каждый раз добиваясь новой образной выразительности.Это он о линиях движения взгляда.. Есть такая хрень в теории фотографии и анализа композиции.. Не знали ? Ну вот теперь знаете.
Схемы выделения акцентов композиции
Теперь еще один великолепный образчик-совет! Выбор точки съемки.. Господа.. Надо побегать рекомендует художник, прежде чем Вы получите “шедевр” .. Сразу возникла мысль, как же все таки производители в будущем изобретут кнопку “шедевр” ? Это что значит и ноги мои сами бегать будут ? :)))
Если взглянуть на один и тот же натюрморт с разных точек зрения в поисках наиболее интересной и выразительной композиции, то можно заметить, что изменение ракурса помогает создать образ натюрморта.Эх.. Уважаемый художник. Если бы хотя бы половина фотографов Вас услышала….
Натюрморт с разных точек зрения
Еще один совет. В композиции натюрморта постарайтесь научиться видеть общую форму группы предметов (контур), ансамбль форм, а не значимость каждой формы в отдельности. Это поможет правильно разместить натюрморт на листе, точнее передать абрис всей композиции, добиться ее цельности.
Вспомните, как вы в детстве складывали из отдельных кубиков целую картинку. Создание композиции можно сравнить с этим процессом и представить, что каждый кубик - это одно из средств выразительности композиции.Давайте сочиним условные обозначения для этих средств. Попробуем зашифровать рисунок с помощью придуманных знаков.
Понятно, что мы придумали специальные знаки для обозначения элементов композиции для того, чтобы научиться их выделять при анализе произведений изобразительного искусства и своих собственных рисунков.
Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они необходимы для передачи художественной выразительности картины
Так вот какие кнопки получатся в будущих зеркалках у профи :)) Все что будет попадаться к Вам в видоискатель будет быстренько выравниваться согласно иконок Вами выбранных. :))
Ну а если кроме шуток, то очень приятные шаблончики если на что-нить свое не хватает фантазии.
Ну и в конце концов автор предлагает Вам/Нам никогда не отказываться от подручных средств:
Нетрадиционные для создания художественных произведений материалы (скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, веревки, монеты, значки, оловянные солдатики, колесики и т. п.), а также всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, цветочки, водоросли, рыбки, морские звезды, камешки, песок и т. п.) могут вдохновить художника для творческой деятельности.
Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и таким необычным способом: соединением нетрадиционных материалов.
Во время самостоятельной работы можно негромко включить соответствующую музыку.
Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы может использовать художник для создания своей композиции. Попробуйте сделать подобную работу. Обдумайте замысел. Составьте несколько композиций. Не забудьте о разных выразительных возможностях симметричной и асимметричной композиций, о способах выделения композиционного центра, о том, как с помощью ритма добиться необходимого впечатления.
Понравившийся вариант композиционного расположения предметов закрепите специальным клеем (ПВА, "Момент", "Суперцемент" и т. п.) на жесткой основе (картон, холст на картоне, оргалит, фанера и т. п.).
Вуаля. Вот и выступленицу конец, кто дослушал молодец. :)
Учимся господа. Учимся и не игнорируем классику.
Спасибо, Всегда Ваш и на манеже…
Ну Факир!.. Респект и Уважуха. А 13 тайных сокральных символов вообще открытие, ну как для меня так точно! Полезная статья.
ОтветитьУдалитьНу для тех кто смог дочитать. ;)
Не смотрела на автора изначально. Но по выбору темы и ее раскрытии все таки верно угадала)))
ОтветитьУдалитькогда-то и мне говорили: любое дерево можно снять интересно, нужно только побегать вокруг него)))
Спасибо за статью.
Дочитал. Ничего особо нового, но - интересно :)
ОтветитьУдалитьИ Факир, конечно, "чужие фокусы" показывал :) лишь комментарии от себя.
Ну, думаю, что в качестве краткого материала для ленивых - сойдет. Кто и сего не дочитает - тому Лапина и Дыко советовать не стоит. Кто дочитает - тот и сих столпов осилит :)
Это прямо не Цирк с матюками и факирами, а... Консерватория какая-то!.. :)
ОтветитьУдалитьДон, а теперь приложи эти "краткие материалы для ленивых" БЦ. Впечатляет?
ОтветитьУдалитьЛадно - суть материала сводилась именно к тому чтобы хотя бы посетители цирка отличались "умом и сообразительностью" ну и чтобы лишний раз показать что "Фото искусство есть частью Изобразительного искусства" © Nick
И еще, Дон, свои материалы тоже будут. Только надо времени выделить чтобы их написать..
А с таким материалом проще - это классика. Которую кстати надо как минимум изучить.
Да, Факир. Согласен с тобой.
ОтветитьУдалитьЯ же и против не был :) Только - за! Но, боюсь что БЦ имеет слишком много "непризнанных гениев, которые отвергают такой анахронизм, как композиция", что бы им подобное советовать к ознакомлению :)
Я, кстати, Сергей, могу еще посоветовать одно серьезное чтиво товарища Даниэля "Искусство видеть" (о творческих способах восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя). Оно больше к изобразительному, но - все очень в тему. Хотя чтиво совсем не простое... Ну - это если ты не читал этой книги.
ОтветитьУдалитьта не это не консерватория- это 3 класс муз-худ школы. хотя повторение мать учения. опять же для дворников и домохозяек.все мы в душе дворники и домохозяйки. я бы даже сказала- лучшие из нас. потому что и те и другие- упорядочивают и структурируют пространство. И борются с энтропией кто как может.
ОтветитьУдалитьА вот не услышала я главного ответа на вопрос... ЗАЧЕМ снимать натюрморты. Глобально вот цель....
у меня есть варианты ответов. но хотелось бы знать. мнение коллег. Мы не будем рыскать по гуглу. а придумаем свои ответы...
Кстати стиль изложения мне очень понравился.
ОтветитьУдалитьА я бы еще порекомендовал "Поэтику фотографии" Михалковича и Стигнеева, найти и читнуть.
ОтветитьУдалитьблин, писал, писал и... не написалось :/
ОтветитьУдалитькороч, не буду хвалить и возносить - это сделали уже до меня. Подолью только масла в огонь. А именно, процитирую немного из последних абздецов: "Нетрадиционные для создания художественных произведений материалы..." И ведь никто не пытаеЦЦа его предать анафеме и сжечь на костре за посягательства на ортодоксальную живопись! ;)
Я думаю, это просто по недосмотру и потому, что блог для живописцев непрофильный :)
ОтветитьУдалитьАлена, не знаю как для других, но для меня именно натюрморт - способ передачи не просто настроения, а именно мысли...Обычно картинка в голове возникает после прочтения какой-нибудь книги или музыка "зацепила".
ОтветитьУдалитьСпасибо Иришка. один ответ есть..
ОтветитьУдалитьЭтим вот мне очень нравятся татюрморты Наташи Алтыпиной - мысль всегда там видна. Ну и свет у нее дивный всегда -художник одно слово.
Ворон - суперцемент и момент плоховато годятся для фиксации коллажей. лучше всего применять пистолет... ( флористический ) да и коллажик приведен туту кошмарненький- тщательнЕе надо подходить к образцам..
Алена, боюсь, что цицируемый автор писал в то время, когда самого слова "флористика" в нашем великом и могучем никто не знал ;) Ну и материалы в то время были намного скромнее. А приведенные "образцы" вполне художественны, намного художественнее произведений современных модных коллажистов.
ОтветитьУдалитьФакир, при создании кнопки "шедевр" в камере, после оценки процессором полунажатия в кадре система ГПС автоматически выведет на ЖК дисплей координаты и высоту оптимального положения камеры, с маршрутом как туда добраться... Так что не волнуйтесь. Уж если придумали Говнофотометр, встроить в камеру "шедевратор" - пару пустяков. Просто в ПРОФ камерах будут стоять сложные шедевраторы с оценкой в 256 критериев и большой базой, а в мыльницах по одному "шоб красиво" и базой из 2-3-х фот.
ОтветитьУдалитьНедооцениваете вы прогресс! ;)
Нда, Бом, главное чтобы не регрессировать потом..
ОтветитьУдалитьДля меня натюрморт это возможность отиграть композицию..
Так сказать возможность поиска, удачных комбинаций, света и тени, ракурса и точки съемки.
Чтобы потом в реальной жизни, где нет возможности подвигать, искать более выгодные композиционные решения.
Пробовал вот с чего-то такого
http://pics.livejournal.com/sergvorontsov/pic/00008da6/s320x240
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьИз за неподобных опечаток я удалила коммент..
ОтветитьУдалитьНик- слово "флористика", думаю, вполне соизмеримо по возрасту со словом "суперцемент" а также "момент"...
И не знаю кого из модных коллажистов Вы имеете ввиду. Но последний коллаж- прямолинеен до оскомины. с шишечками и папоратниками. Материалы тогда и сейчас природные, как правило. Это иск. цветы сильно прогрессировали...
Ворон- спасибо за ответ.. т.е. Вы расцениваете натюрморт - как нечто учебное? Но с возможностью стать искусством?
Натюрморт - однозначно интересный жанр и искусство :) что не мешает ему вместе с этим быть хорошим средством для этюдов и повышения своей квалификации :)
ОтветитьУдалитьВсе жду, когда Директор обрушится на статью за привнесение на исконно говносветописный ресурс нечестивого духа живописи. Не иначе - крепится, или слова подбирает цензурные :)
Прошу прощения - неверно выразился. Слово то само да, не новое. Я говорил о флористике как об искусстве, а не о разделе ботаники. Так вот, спорить о моменте, когда слово "флористика" начало использоваться в русском языке для обозначения направления искусства, я не намерен (могу и сильно ошибаЦЦа), но в бытность появления суперцемента и момента (а мне тогда уже исполнилось несколько лет) я слышал единственное слово - "экибана" ))
ОтветитьУдалитьну или если нравиЦЦа - "икебана" ))) а то опять придираЦЦа будете ;)
ОтветитьУдалитьпренепременно буду.икебана имеет отношение к флористике такое же как хокку к "Евгению онегину". и то и другое стихи....ну и более ничего общего.
ОтветитьУдалитьФлористика никогда не была разделом ботаники.. там своя терминология. И достойный синоним "искусство составления букетов" ну и далее. составление композиций- да да это так и называется из живых ли цветов из среза ли или из сухоцветов там фыфек разных.. Собственно меня и интересует этот прикладной отдел фотографии...совершенно прикладно... как бы так сфотографировать чтобы и красиво было и все лютики-цветочки прорисованы... т.е. была видна и работа..
Алена: "Вы расцениваете натюрморт - как нечто учебное? Но с возможностью стать искусством?"
ОтветитьУдалитьЯ расцениваю положительно, натюрморт со всех сторон. Но если говорить о том "цепляет" ли? ТО скорее нет, но иногда бывает.
Отже! ))) Алена, ну не заставляйте меня занудничать, ей Богу! http://ru.wikipedia.org/wiki/Флористика_(раздел_ботаники)
ОтветитьУдалитьДа, если википедия будет не авторитет, то хоть поверьте БСЭ - за её грамотное составление головами отвечали ;)
ОтветитьУдалитьhttp://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Флористика/
ах Ник. и меня не заставляйте занудствовать.. у меня в дипломе написано- ботаник...:)))))
ОтветитьУдалитьугу, а сейчас занимается флористикой..
ОтветитьУдалитьНик, поднимайте белый флаг и идите сдаваться.
А еще лучше, закажите Алене облагородить ваш интерьер)
Веслава, после таких разночтений в академических источниках (если таки Алена действительно получала данное образование) мне остается только выкинуть белый флаг перед бардаком в нашей жизни и искренне кому-то посочувствовать
ОтветитьУдалитьНик - прислать скан диплома? :))))
ОтветитьУдалитьЕще на втором курсе на защите курсовых нам завкафедрой мудрая женщина сказала- если чего то нет в "жизни растений" это не значит что данное неизвестно науке... Литература дело такое- могут существовать гораздо больше двух точек зрения...
Алена, Бога ради, оставьте Ваши сканы при себе ))) Просто у меня как-то больше доверия вызывает фундаментальная БСЭ (не в части трактования истории - тут я никому не верю), нежели Ваша завкафедрой, хотя слова её несомненно имеют смысл.
ОтветитьУдалитьА теперь вспомните с чего начался наш разговор: Вы придрались к "кошмарненьким образцам" и использованию "момента" с "суперцементом" вместо "флористического пистолета", на что я сделал допущение, что во время написания автором (заметьте, не ВОРОНОМ) статьи не только не существовало "флористического пистолета" (хотя правильно он называется "клеевой пистолет"), но и слово "флористика" в том смысле, в котором его хотите видеть Вы, не употреблялось... Если на это нечего больше возразить, кроме как размахиванием дипломом, то считаю разговор оконченным. Мерси за понимание.