Афиша

ВНИМАНИЕ!!!

В Полночь с 30 на 31 декабря... 2011 года
Все оставшиеся зрители приглашаются на таинственное представление "Тайны предновогодней Йолки..."

НЕ ПРОПУСТИТЕ!!!

Принимаются работы на Публичную порку.
Присылайте на этот адрес.


пятница, 20 августа 2010 г.

«Как Дела? – Да все ИК!» или Про Привычный Пейзаж в Новом Свете

Захотелось ветеринару после очередной бормотухи из «оттудова» чего-то «этакого». Ну, захотелось и захотелось, с кем не бывает? Но захотелось мне это давно. Года так три еще назад. Периодические попытки добиться инфракрасного кадра кустарными методами (Фотошоп, засвеченные негативы на переднюю линзу, закопченные стекла и т.д.) должного результата не давали. Нет, ну они давали какой-то результат, но сравнения с буржуйскими ИК-кадрами – не выдерживали.




Когда рассуждают о фотоискусстве, часто говорят о том, что мастерство фотографа заключается не в том, чтобы красиво сфотографировать и без того красивое, а в том, чтобы показать то прекрасное, что другие не заметили, пройдя мимо.
Д. Катков

Во время инфракрасной съемки невозможно глазами увидеть предполагаемый сюжет. Его можно только почувствовать — душой. Вообще эта фотография такая же зыбкая и едва уловимая, как наши мечты и фантазии.
Луис КАСТАНЬЕДА


Конечно все замечали, как много на различных фоторесурсах пейзажных фотографий. Правильно. Так и должно быть. Пейзаж такой жанр, в котором каждый обладатель фотокамеры может попробовать свои силы. У кого-то получается лучше, у кого-то - хуже, но наступает момент, когда хочется сделать что-то необычное. Когда надоели стандартные пейзажи или когда не успели побывать на месте в «режимное» время закат-рассвет. Рано или поздно, любой автор, который хочет расширить свой творческий диапазон, начинает поиски чего-то нового, ранее не показанного другими. Начинаются страдания с обработкой под «фентифлюшки», старину, драматизм и т.д. Но все это меня не устраивало. Как тем, что влезаю своими шаловливыми ручками в сущность кадра, как так же и тем, что все это получается очень наигранно. Нет, я не отрицаю, что бывали удачные обработки и видел я много интересных стилизаций, но… Но все дело в том, что лично у меня это был спонтанный процесс в стиле «а вот так его еще и чуть-чуть этого». Иногда результат нравился, но чаще всего получившийся финальный кадр был хуже оригинального. А тут – такой подарок! Сюрреализм в чистом виде! с белой, светящейся листвой, темным, фактурным небом, роскошными облаками и непередаваемой атмосферой тайны.


Итак… ИНФРАКРАСНАЯ ФОТОГРАФИЯ!

Немного технической информации:
В 1800 году английский астроном Уильям Гершель проводил в своей лаборатории опыты с солнечным светом. Узкий луч, прошедший сквозь отверстие в плотных шторах, раскладывался призмой в радужный спектр. Помещая обычные термометры в различные участки спектра, Гершель заметил, что температура повышается больше всего при приближении к красному концу спектра. Но и термометр, случайно лежащий в стороне от красной части спектра, казалось бы, в полной темноте, так же показывал высокую температуру. Гершель сделал вывод, что солнечный луч кроме видимого глазу света сдержит еще какое-то иное излучение, несущее очень большую энергию. Он назвал это излучение инфракрасным, то есть находящимся «за красным».
Сегодня всем известно, что видимый свет — это лишь малая часть широкого спектра электромагнитных волн, включающего в себя и радиоволны, и гамма-лучи. Невидимое излучение, как правило, обладает свойствами, сильно отличающимися от видимого света. Только соседние области спектра — ультрафиолетовые и инфракрасные лучи — могут быть использованы в фотографии, поскольку они преломляются линзами объектива, и значит, изображение может быть сфокусировано на пленку. Для инфракрасной фотографии используется ближняя инфракрасная зона — до 1350 нм. Лучи света с более длинными волнами относятся к тепловому диапазону, их можно обнаружить только специальными приборами и получать расплывчатые изображения нагретых предметов. 






Поначалу инфракрасная съемка использовалась астрономами, применялась в сельском хозяйстве при аэрофотосъемке, военными (куда без них), до сих пор используется реставраторами при работе с полотнами великих художников и наконец простыми фотографами. Первые фотопленки, чувствительные к инфракрасным (ИК) лучам, появились в 1931 году. Сейчас ИК пленка выпускается фирмами Agfa, Ilford, Konica Minolta, Kodak, но все эти пленки не только малодоступны, но и требуют особого обращения. Мало того, что вследствие повышенной чувствительности их надо заряжать и хранить в полной (абсолютно) темноте, так еще Вас ждут проблемы при проявке, перевозке и хранении, т.к. инфракрасные пленки имеют значительно более короткие сроки хранения и использования в отличие от обычных, а частично засветить их может даже инфракрасный счетчик кадров в вашей камере. Так что пленка отпала сразу, как один из вариантов и взор мой обратился к цифровой ИК-фотографии. В первую очередь – к фильтрам.

Фильтры:
Когда-то давно пришел я к фирме COKIN и ейным фильтрам. Использую с попеременным успехом эту систему с держателем и вот узнаю, что и они выпустили фильтр 89В для ИК-фотографии. Но они были не одни.
Почти все производители фильтров имеют в своей линейке инфракрасные модели. Несколько распространенных моделей, которые можно обнаружить: B+W 092, HELIOPAN RG715, COKIN 89B, HAMA IR, HOYA RM-72, TIFFEN 87, B+W 093 (87С), HOYA RM-90. Все они пригодны для инфракрасной съемки, т.к. пропускают излучение от 720nm и длиннее.
Мониторинг магазинов привел в задумчивость. Большинства этих фильтров в наших магазинах – нет. Или завозятся, но очень редко и под заказ. И тут мне попадается на глаза в очередном фотомагазине COKIN 89B. А у меня и держатель к нему есть! Ура, товарищи! Свершилось! Я его купил!



Итак, фильтр есть, дело за техникой. Определить, пригодна ли ваша камера для съемки в инфракрасном диапазоне очень просто, взяв любой пульт дистанционного управления (как известно он излучает ИК-лучи) и в полной темноте направив его в объектив цифрового аппарата. Если вы видите на дисплее светящуюся точку, то аппарат чувствителен к ИК-лучам и можно продолжать эксперименты.
Для начала огорчим владельцев зеркалок марки Canon. Дело в том, что перед матрицей любой цифровой камеры стоит так называемый фильтр Hot Mirror (с него сдувают такие гадостные пылинки), основная функция которого – предотвращение появления муара, не допуская до сенсоров матрицы инфракрасные лучи с длиной волны больше, чем 800нм. Видимо, в Canon этот фильтр слишком эффективен (или порог пропускания у него еще ниже, чем 800нм), что благо для цветного фото, но просто беда для инфракрасного.
Говорили, что с Никонами все проще. А фиг там!




По факту что мы имеем при съемке через установленный на объектив ИК-фильтр:
- черным-черно в видоискателе (поскольку он закрыт черной стекляшкой/пластмасской);
- автофокус? Забудьте!;
- длинные выдержки даже в солнечные день (где там Ваш штатив пылится?);
- смазы и нерезкости в следствии дуновения ветерка на листве и других легких объектах (про выдержки помните?);
- особенности замера баланса белого (по зеленой листве, а то получите красную жуть, а не кадр, на выходе из камеры);
- ну и шумы в теневых частях и на небе, после постобработки в фотошопе (а Вы думали у Вас сразу привычный ИК-кадр будет на выходе?).



В общем, после некоторых мучений я плюнул на все эти извраты и мучения с таскание за собой штатива в теплые (зачеркнуто) потные летние деньки. Но мысль – отплевывалась! Она желала реализации!
Ну что ж… здравствуй Canon 350D! Как истинный Никонист – именно тебя мы и будем потрошить! Именно с него мы будем срывать покровы и оковы Hot Mirror фильтра.

Сразу приступим к подбитию бабла:
Canon 350D – б/у за сколько найдете. Я нашел за 1500 грн.
Фильтр - B+W 092 (именно он позволит Вам снимать ЦВЕТНЫЕ ИК-фотографии, поскольку пропускает больше видимого спектра) диаметром в 58 мм для вырезки под размер матрицы камеры. Тут цена кусючая – 117 уе (на сегодня – порядка 920 грн.)
Работа по порезке фильтра (есть шанс, делая это самостоятельно – сломать/покрошить 100 с лишних уев) – порядка 250-300 грн.
Переделка камеры – самое интересное. Можете все сделать и сами (в Интернете много пошаговых инструкций, как это сделать, но – на Ваш страх и риск!). Я не стал рисковать и нашел (с трудом и по рекомендациям) – мастера. Его работа по разборке/распаивания и удалению фильтра с установкой вырезанного из B+W 092 прямоугольничка обошлась еще в 120 уе (порядка 950 грн).
Вездесущий ИТОГО говорит, что вышло около 3670 грн. Округлимс до 3700 на мелко-сопутствующее.
Ага?! Не дешево? А Вы как думали? Искусство требует не только жертв, но и финансов!


В общем где-то так все… Особенности обработки я рассказывать пока не буду, поскольку думаю, что уже Вас утомил. Покажу первые эксперименты и результаты.

Ах, да! В целом я – доволен!


Ваш ВетДокДон!

23 комментария:

  1. Да... Мне клоуну своим умишком такие сложные манипуляции не осилить. Умный вы Дон. Аж оторопь берет...

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Бом...
    Ну, я так скажу. Если есть творческий подход к фотографии, то почему не быть ему подкрепленным еще и знанием техники?
    Я человек смешанного типа. Но с большим уклонов в технику. Поэтому мне важна доля эксперимента. Хотелось попробовать.
    Попробовал.
    Может будет кому интересно узнать шире (на том уровне, на котором уже разобрался я) - спрашивайте.
    Еще раз спасибо всем за внимание.

    ОтветитьУдалить
  3. Эхъ я дальше чем вымазать фильтр рыбьим жиром или вазелином в творческотехническом поиске не пошел... Кстати вот если подать на матрицу напряжение раза в полтора больше - чувствительность повысится? Интересная тема.... ;)

    ОтветитьУдалить
  4. Тоже восхитилась преодолением сложностей..
    Отличие мужского ума от женского.... таки существует.. как бы мы не ерепенились...
    Интересно очень Дон.

    ОтветитьУдалить
  5. Крут оказывается наш Вет-док.
    Очень интересно. Надеюсь разразишься еще статьями но у же по художественным нюансам съемки. Типа когда режим, как лучше свет ловить.. Может контровой свет самый интересный. Может что-то по цветовой композиции будет.. Я думаю твоя серия статей может быть очень уникальным продуктом.

    ОтветитьУдалить
  6. Бом, так с вазелином и я возился :) И фильтры художественно "коцал", делая сеточку :)
    Если подать больше напряжение - повыситься, безусловно. Можно элементарно перепаять конденсатор, на более емкий :) Только зачем? Повыситься кол-во шумов и появятся новые "горячие пиксели".

    Спасибо, Ален.

    Круче только яйца, Факир :)
    Да. Интересная мысль. Можно сделать и такие статьи, если зрителю будет интересно. Ну и если время выхлопочу :)
    Контровый свет - не подойдет. В кадре появляются "гайки" от диафрагмы. Переотражения солнечного луча ловятся.
    По режиму - жду осени. Посмотрим, как ИК с осенней палитрой сосуществует.
    С цветовой композицией - думаю. Тяжелая штука. Согласно цветовым акцентам кадр очень непросто построить. А когда цветовой акцент надо предугадывать заранее, поскольку в видоискатель его не увидишь - это еще дополнительные сложности.

    ОтветитьУдалить
  7. прочитала. восхитилась )
    ш.кио

    ОтветитьУдалить
  8. Пасибо, Шуша :)
    Приятно это слышать от тебя :)

    ОтветитьУдалить
  9. Все пойду делать пинхолл... в кабинку для переодеваний. Пока сезон на пляже не закончился... Это проще, главное убежать успеть. :)))

    ОтветитьУдалить
  10. Йопт! Рак мозга песня про нежность!
    Док, ты че так траву задорого брал ? по старым источникам намного дешевлей же было !
    По сути - нельзя так мозг не любить.. Или любить, но не перенапрягать.. или перенапрягать но на пользу.. В чем польза то ? В наслаждении?
    Или в нучном экскременте ? ;)

    ОтветитьУдалить
  11. Бим, польза в движении. Жизнь - в движении. Смысл - в движении.
    Травку - сам выращивал, высушивал, вымачивал в настойках и опять высушивал. А потом по ночам у ваших с Бомом палаток раскуриваю :) Ну, не одному же веселиться :)))

    ОтветитьУдалить
  12. - Черным-черно только при использовании зеркальной камеры без ЛВ, но если поставить что-то вроде 50/1,8 то общую композицию вполне можно разглядеть. С компактом такой проблемы нет.
    - Автофокус прекрасно работает, может требует иногда небольшой коррекции - но работает. Фотоэлементы автофокуса по сути ничем не отличаются от оных на матрице, разве что на них нет злополучного Hot Mirror-а.

    ОтветитьУдалить
  13. Аноним:
    Что сказать... Удачи! :)
    Я долго подбирался к ИК-съемке и знаю, о чем пишу. Все, что я сказал относительно ИК-съемки с фильтром наружным - относилось к зеркальному фотоаппарату с ЛВ.

    ОтветитьУдалить
  14. Тогда бы уже рассказали поподробнее о фокусировке - что да как. Просто интересно, Вы по шкале это делаете с поправкой на ИК или как-то еще?

    ОтветитьУдалить
  15. Аноним, Вы невнимательно читали текст. Сейчас я переделал зеркалку под ИК-съемку и автофокус работает нормально.
    Раньше я фокусировался автофокусом или вручную и только ПОТОМ вставлял в кокиновскую систему ИК-фильтр.
    Рассказать все в одном тексте - невозможно. Тем более, что я сам нахожусь сейчас в поиске и исследовании.

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо. Но так много букаффф. Читать и читать.

    ОтветитьУдалить
  17. Элька, я там пошучивал, так что должно быть немного проще :)

    ОтветитьУдалить
  18. Ребята! Вы если пиздите куски из статьи, то имейте совесть давать ссылки на автора. Мне не жалко, но есть же общие правила перепоста.
    Оригинал: http://markpon.livejournal.com/45937.html

    Марк

    ОтветитьУдалить
  19. Марк, не надо ругаться матом. Я понимаю ваше негодование. Автору поставим на вид и будучи в Киеве ваше право истребовать с него Бутыль коньяку. ;)

    ОтветитьУдалить
  20. сорри за мат, как-то автоматом получилось
    а коньяк - это всегда хорошо )

    ОтветитьУдалить
  21. Уважаемый Марк!
    Куски данной статьи были взяты из чьих-то "перепостов на перепосты", хозяйва которых совершенно не оставляли о себе впечатления авторства, но и в то же время не указывали автора оригинального текста. К сожалению оригинального текста я не видел.
    Да и целью данного материала было не прославление своего скрытого, в принципе, имени, а попытка комплексно ответить на часто задаваемые вопросы. Т.е. дать людям информацию. Знал бы авторства части используемых текстов - обязательно вставил бы в материал.
    Могу лишь принести свои извинения, если чем-то зацепил Вас и как уже сказал Бом - готов преподнести в благодарность Примирительный Бутыль :) Тем более что первые ИК кадры увидел года так 3-4 назад в каком-то из наших фотожурналов под авторством Марка Пономаренко (если я правильно вспомнил Вашу фамилию исходя из адреса ЖЖ). Именно тогда и заинтересовался ИК-съемкой и начал свои первые эксперименты. Опять же, к сожалению, не имею ни того журнала и без Вашей ссылки не видел оригинала текста.
    Полностью признаю приемственность части текста из Вашего материала. И повторно - извиняюсь за это. Причину я надеюсь - ясно объяснил выше.Она меня не извиняет, потому пишите на last_druid@mail.ru и указывайте, куда доставить "мировую" :)
    ВетДокДон.

    ОтветитьУдалить
  22. принимается, нет проблем )

    я не против перепоста статьи (ее и так уже растащили по сети изрядно), мне просто не нравится, когда ее тащат кусками
    Тем более, что за основу лучше брать не мой материал (несколько сумбурный и адаптированный для журнала цифро-фотографов), а материал Алика. Вот он написал все более интересно и всеобъемлюще:
    http://blyg.livejournal.com/21332.html
    http://blyg.livejournal.com/21063.html
    http://blyg.livejournal.com/25015.html
    http://art.photo-element.ru/ps/canon_ir/canon_ir.html

    на счет мировой - на любом ближайшем сборище фотографов в Киеве, с пребольшим удовольствием )

    ОтветитьУдалить
  23. Марк, я теперь заглядываю в Ваш блог и если там увижу анонс собрания - обязательно запишусь и прибуду с мировой :)

    ОтветитьУдалить