Афиша

ВНИМАНИЕ!!!

В Полночь с 30 на 31 декабря... 2011 года
Все оставшиеся зрители приглашаются на таинственное представление "Тайны предновогодней Йолки..."

НЕ ПРОПУСТИТЕ!!!

Принимаются работы на Публичную порку.
Присылайте на этот адрес.


среда, 7 июля 2010 г.

О теории эволюции (дарвинизме) применительно к фотосъемкам

Мечтающая N***
На днях просматривал свои старые фото с целью определить, насколько мой гениальный уровень вырос с прежних времен - или не очень вырос, или вообще упал. А тут еще комментарии к одной работе масла подлили... Вдруг подумал, что на самом деле дарвиновская теория эволюции подобна марскизму-ленинизму - она истинна, поскольку верна; и наоборот. И в этом качестве совершенно спокойно применима ко всему, чему угодно, и к фотографии тоже. В самом деле, ведь фотографы часто любят рассуждать о своем творческом развитии - или, что даже интереснее, о деградации своих коллег или конкурентов. А раз есть развитие, эволюция или деградация - значит, есть и объясняющая все это теория, с примерами и картинками. И сейчас я вижу этапы этого развития следующим образом.



Пропустим эмбриональный период, когда зародыш будущего фотографа еще и не подозревает о своей будущем тернистом пути. Предлагаю считать поворотным пунктом его судьбы, рождением гения тот момент, когда его фотоаппарат перестает быть устройством, совмещенным с мобильным телефоном или чем-то в этом роде, предназначенным только для документирования действительности - типа, фотка для контакта, фотка разбитого бампера для страховой, фотка с отпуска и так далее с грифом «строго для домашнего (служебного) применения». В этот момент будущий фотограф вдруг понимает, что окружающий мир красив и эта красота требует запечатления. А будучи запечатленной - она не может быть закрытой, никому не доступной и находится под грифом «строго для домашнего (служебного) применения». Ей нужен зритель - так же, как и свежепоявившемуся фотографу.




Зритель (как и корм) нынче доступен. Его легко можно найти, к примеру, на многочисленных фотосайтах и в не менее многочисленных социальных сетях. Эта простота, на первый взгляд, избавляет от необходимости приспособления к условиям окружающей среды и естественного отбора. Фотограф обрушивает на этого доступного зрителя тонны свежеотснятого говна - принципиально мало чем отличающегося от упоминавшихся фоток для контакта, разбитого бампера для страховой, из отпуска и так далее с грифом «строго для домашнего (служебного) применения» Но теперь это все сопровождается многозначительными названиями (например - не удержусь - «Рабочий момент» или «Поминки по-ирландски») и подается как авторское видение. И вот в этот момент фотограф вступает в - не побоюсь этого слова - отношения со своим зрителем, которые могут быть описаны теорией естественного отбора. Ведь зрителя от этого говна тошнит. Зритель его не приемлет. Зритель не слышит того, что хочет ему донести фотограф. А фотограф без зрителя - это не фотограф, это так, ходячий штатив к своему гаджету. И фотографу нужно приспосабливаться к вкусам зрителя, что бы не потерять его внимания. Эта приспособляемость, в конце концов, вопрос его выживания.


Фотограф быстро понимает, что просто бытовухой внимание зрителя не привлечь, и что нужно срочно зафотать что-нибудь... одушевленное. В прямом смысле этого слова, но коты и другой домашний скот не в счет. И, поскольку у будущего мастера пока еще нет ни студии, ни профессиональных моделей под рукой, ни средств на все это, в ход идут самые безотказные и безответные одушевленные предметы - родственники, близкие и друзья. В самом деле - ведь снимать незнакомых, совсем ничего не умея - по-моему, еще бОльшее зло(с) :)


И вот наши модели - «друзья, которые дуркуют на камеру». Возможно, они искренне стараются помочь фотозвезде снискать свою славу, но... Зрителю снова что-то не нравится. Собственно, могу этого зрителя понять - мне например, тоже мало интересны родственники, знакомые и близкие фотографа, а так же то, как они ведут себя в присутствии его самого и его фотоагрегата. Фотограф - опять же, ведомый чувством самосохранения - пытается понять, что же не нравится этому зрителю, чего бы он хотел увидеть. Проблема в том, что зритель и критик - не одно и тоже; а критики на фотосайтах преимущественно законченные дятлы. Что может подсказать дятел начинающему фотографу?.. Мало чего полезного. Рекомендации дятлов скупы и однообразны. Горизонт, само собой, должен быть ровный. Модель, само собой, должна быть гламурной. Свет, само собой, должен быть такой, что бы ярко освещать гламур модели. Картинка должна быть кросивой и богатой, что в понимании дятла обыкновенного значит - реской, сочной и глянцевой. Желательно - оригинальной, то есть с каким-то подвывертом, типа неестественной позы, наигранных эмоций, гипертрофированной необычности. Все, что не укладывается в эту концепцию, надлежить зафотошопить от греха подальше. Модели недостаточно дурковать на камеру - она должна принимать позы, выигрышно подчеркивающие ее достоинства, принимать выгодные ракурсы и так далее.


Мне хочется верить, что в этот момент у фотографа может зародиться сомнение в том, что вот именно и так должна выглядеть та самая красота, которую он намеревается запечатлеть. По сути, тут есть только два выхода - продолжать приспосабливаться дальше, или плюнуть на таких зрителей и попытаться поискать их в другом месте. Сидеть на голодном пайке внимания сложно; и народ начинает вылизывать свои карточки до необходимого состояния, руководствуясь в первую очередь чисто техническими критериями. Горизонт ровный всегда. Фотошопом замазываются не только прыщики, но и родинки, а таже фактура нормальной, здоровой кожи (привет Разумовскому). Само собой, всякий хлам на ЗП тоже замазывается тем же ФШ. Как радикальный случай - съемка модели в студии на белом фоне. Или на синем. Просто, недорого, лаконично и не нужно думать, что там на ЗП вообще должно быть. Друзей фотографировать уже неудобно - гламура от простодуркования не получается. Кроме того, для них естественный отбор тоже работает, если продолжат так вот сниматься - могут перестать быть друзьями. Модели - как правило, добровольной красавице, готовой на все ради фоток для Вконтакта - нужно придать эдакую вычурную позу, и обязательно что бы полуоткрытый рот, очечки на поллица и все такое. Идеальный вариант - если уговорить ее снять с себя лишнее. Известно, что хорошая грудь или длинные ноги могут спасти самую безнадежную, на первый взгляд, фотографию.


Результат, как правило, признается сообществом. Во-первых, аргументы типа «горизонт кривой» уже не годятся - с точки зрения дятлов, основные недостатки фото (чисто технического характера) уже устранены и, следовательно, фото можно приравнивать к шедевру. Во-вторых, упорство фотографа превращает его в такого же дятла - а свой своему ничего лишнего не выклюет. Ну и раз уже все хорошо, то можно расслабиться, почивать на лаврах и спокойно искать свой стиль говнофотографии. Например, если к раздетой длинногой гламурной овце приставить сзади рабицу - то у нас будет Миктор, а если сбоку спортивную машину - то Лукас, но в целом идея понятна. С точки зрения эволюционизма - это как раз тот момент, когда основная задача выполена, автор совокупился с зрителем, и для дальнейшего развития вида уже не нужен. Так и будет до пенсии снимать, меняться будут только ники моделей, «локации» и марка объектива.
Но - эволюция ли это? Или все же деградация? С одной стороны - в самом деле, выигрывают (если считать выигрышем заветный статус) те виды, представители которых добрались до такого признания массами и финиша. А с другой... Дарвинизм учит, что развитие видов идет за счет мутаций. Должно появиться какое-то отклонение от нормы, какой-то урод с точки зрения основной массы фотобыдла, который будет снимать - не так. По другому. К примеру, вот так:


Алина Лебедева: все Просто.
Именно так фотография развивается, как искусство, а фотограф эволюционирует от ходячего штатива для фотоаппарата до мастера.


Но в качестве моделей лучше все-таки друзей и родственников не использовать. Уверен, наверняка рядом с собой можно найти замечательных девушек, которые прекрасны не только своими формами или готовностью дурковать на камеру, а и способностью искренне показать свои чувства - или еще лучше, те чувства, которые необходимы фотографу. Ведь именно это - и еще дар "чувствовать", "видеть" свое тело со стороны, умение работать в любых условиях, и в любых условиях быть убедительной, и естественной, и при этом еще комфортной для совместной работы с фотографом - цениться в хороших моделях. Конечно, будет большим везением найти такую модель в своем кругу - но это будет скорее исключением, подтверждающим правило. И главное - не бояться экспериментировать с "чужими" моделями. По крайней мере - как раз им можно без риска испортить близкие отношения объяснять, что нужно делать в кадре и требовать исполнительности. Поверьте - скачок в эволюции будет очень среьезный.

Статья - кросспост с другого блога. В качестве иллюстрации с псевдофилософическим названием - близкая модель N. Снято на СФ-пленку, уже только поэтому никому не сметь критиковать, но восторгаться зерном можно. А, и еще чуть не забыл - я так вижу :)

10 комментариев:

  1. Какое то странно ощущение после прочтения. С одной стороны вроде как есть логика и догадка и даже озарение в виде транспонирования великой теории на фоторазвитие как индивидуального художника так и фотографии... Но вскользь, с поверхностной аргументацией. Эта тема требует более глубокого анализа. Не факт что Лукс и Миктор отработанный для эволюции вариант... Ой не факт! Они продолжая плодят тьму эпигонов и в конце концов исходя из теории выживают те кого больше... А эвольция может смениться с машин на яхты и с рабицы на машины... Чему уже и есть подтверждение - вот:
    http://photographers.com.ua/pictures/show/217427/

    ОтветитьУдалить
  2. Кстати фотошоп с эволюционной теории сродни катаклизьму уничтожившему все живое больше размеров собаки... ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Креатифф удачный. Не удафф, но поржал.
    Андрей, но как то все не однозначно. Философия - да! Таки есть. И согласен можно словоблудить.
    Но критерия говно/не говно в максималистическом приближении все равно не существует. А критерии Дарвинизма опять таки субъективно натянуты :))
    Насчет не тренироваться на родственниках друзьях.. А почему бы и нет ? Даже тот же пример Ник-овских фоток. Очень думаю даже ничего .. И друзья вероятно были довольны.. Да, Ник? Вот тебе и критерий. Ведь все довольны. И я думаю зрителей которым понравится будет не мало.

    ОтветитьУдалить
  4. Андрей, прям какой-то крик души чувствуется...
    В целом же - интересно вышло. И мысли у меня - схожие с Вашими.
    Спасибо за чтиво, короче :)

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, спасибо...

    2V©R©N: это ж не про определение говно/неговно :) Собственно, для кого-то и Миктор фотограф, и Лукас шедевры снимает. Пока их творчество воспринимается, как уровень, к которому стоит тянуться - к нему и тянутся. Не всем же ссать против ветра... И конечно, это все субъективщина :)

    Фото Ника мне не понравилось. Не хочу сказать, что вот я много лучше снимаю, потому что фотографирую только профессиональных моделей, прошедших строгий кастинг. Тоже много снимаю близких - не могу удержаться, уж больно любимая фотогенична... :) Но снимать "посторонних" - значительно продуктивнее и полезнее для развития.

    2Бом: я бы не сказал, что ФШ это катастрофа и уничтожение. Но это фактор, который здорово меняет среду обитания и, соответственно, эволюцию :)

    ОтветитьУдалить
  6. О! Андрей, а можно поподробнее про "Фото Ника мне не понравилось". А то из всего выступления я понял только одно: "не верю"...

    ОтветитьУдалить
  7. Да вроде куда уж подробнее - вот и Бим тоже самое писал, не верю и все тут :)

    Если попытаться вкратце - бездуховная она, что ли... То есть технически придраться особо и не к чему, во всяком случае - так что бы это не выглядело придиранием к столбу. А вот с точки зрения идеи фото - ее там нет. Смотрится, как этюд, техническое упражнение. Та же модель N* ;) которая на худграфе учится, такие рисует тоннами в учебном процессе. А так, что бы дыхание остановилось - при просмотре не происходит. Я не к тому, что у меня так получается и я поучаю - нет, именно потому, что не получается и начинаю понимать, где ошибки, хочется на них указать. Одна из них - съемка именно друзей и близких, психологически тяжело их вовлекать в этот процесс, он достаточно утомительный и выматывающий. Пожалуй - если редакция не забанит - я продолжение напишу, по выбору моделей и работе с ними.

    ОтветитьУдалить
  8. Хочу особо поблагодарить Бома за ссылку. Только сейчас глянул фото по ней и понял, что я гений. Нет, даже так - Я ГЕНИЙ. Боже, как хорошо, что я не снимаю такое говно!!!

    ОтветитьУдалить
  9. вот теперь могу ответить диреткору почему не смотря на такие расхождения во взглядах на жизнь, я заглядываю сюда с удовольствием
    (общение с интересными личностями пока не учитываю, это само собой полагается, если заходишь на любой сайт, именно этого и ищешь).
    есть тут один плюс - не нужно бегать по разным сайтам в поиске нужной информации и интересных мнений.
    Все собрано в одном месте))
    Огромное спасибо.
    Кстати, я прекрасно понимаю, чего это стОит авторам.

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо - авторы все передадут Директору :)

    ОтветитьУдалить