Афиша

ВНИМАНИЕ!!!

В Полночь с 30 на 31 декабря... 2011 года
Все оставшиеся зрители приглашаются на таинственное представление "Тайны предновогодней Йолки..."

НЕ ПРОПУСТИТЕ!!!

Принимаются работы на Публичную порку.
Присылайте на этот адрес.


понедельник, 12 июля 2010 г.

Фотомодели. Краткая инструкция по эксплуатации.

В прошлой статье, несмотря на подводку, все-таки не смог раскрыть тему того, почему при съемке людей (например - портретов), лучше не ограничиваться только близкими людьми, друзьями или родственниками, а искать других жертв (зачеркнуто) моделей.
Сегодня хочу исправить этот недочет и в качестве искупления предложить еще один кросспост - своего рода краткое руководство по работе с фотомоделями. Эта инструкция предназначена в основном для начинающих, неопытных фотографов, которые только начинают делать первые шаги. Тем не менее, надеюсь, что и более опытные коллеги смогут вынести отсюда что-то полезное для себя. Документ носит исключительно практический характер, никакой теории - просто постарался поделиться своим скромным опытом. Сразу хочу сделать оговорку, что речь идет о ситуации, когда фотограф - мужчина, а модели - девушки. Причина в том, что я сам фотограф мужского пола, причем редкой сейчас традиционной ориентации, и снимать предпочитаю, соответственно, девушек. Конечно, это накладывает определенный характер субъективности на изложенное. Но думаю, что основные принципы универсальны и могут быть применены и в обратном случае, если фотограф девушка и намерена снимать мужчин, или в любых других сочетаниях, например - М-М или Ж-Ж.





Зачем нужны модели
На этот вопрос не существует однозначного ответа. Мне приходилось сталкиваться с теорией, что фотографирование девушек есть хороший способ завязать с ними знакомство с продолжением. Как и любая другая точка зрения, она имеет право на жизнь; но нужно признать, что во-первых, это не самый эффективный способ знакомиться; а во-вторых, я исхожу из того, что нас интересует именно фотография, а не еще одна возможность задурить голову хорошенькой девушке. Итак, примем за аксиому, что для съемки портрета, ню, жанра, модельной съемки и т.д. и т.п. нам, кроме фотоаппарата, очевидно понадобиться модель.
На каком-то этапе в качестве модели многие пользуют ближайших родственников и знакомых. Оно, в общем-то, и понятно - с ними не нужно знакомиться; уже установлен нормальный контакт и доверительная атмосфера; такие модели всегда рядом, под рукой; они не требуют гонораров за съемку (фотографии не в счет); и поскольку эти модели принимают вас за своего, то в процессе съемки могут быть раскованы и естественны, что дает надежду на то, что сама съемка пройдет в непринужденной атмосфере, а это немаловажно.
Но, с другой стороны, очень быстро эти достоинства превращаются в недостатки. Во-первых, ваши близкие вряд ли будут воспринимать вас «всерьез» как фотографа - в первую очередь вы для них близкий человек (сын, муж, одноклассник и т.д.), и они «дуркуют на камеру» именно потому, что на их взгляд, вы сами «дуркуете с камерой». Во-вторых, именно поэтому будет крайне сложно требовать - именно требовать - от них напряженной работы над кадром. Та легкость и естественность, которой мы восхищаемся в лучших работах фотомастеров, как правило есть результат упорной и тяжелой работы до кадра. Рассматривайте фотосессию, как работу - и помните, что на серьезную работу не рекомендуют брать родственников и близких друзей. Обычно это заканчивается или проблемами на работе, или проблемами в отношениях с родственниками и друзьями.
Во-третьих, ограничивая себя только кругом близких себе людей, вы сильно ограничиваете типажи людей, который можете снимать. Работая с «другими» моделями, можно не ограничивать свои идеи только тем, что - вернее, кто - есть в вашем распоряжении, ваш кругозор как фотографа значительно расшириться.
Это не значит, что нельзя снимать своих друзей или родственников. Конечно, можно. Более того, есть масса примеров, когда именно в кругу семьи фотографы находили вдохновение и создавали настоящие шедевры, вспомнить хотя бы ту же Салли Мэн. Но это, скорее, исключения, подтверждающие правило. Просто примите к сведению, что результаты съемки, сделанной в «узком кругу», скорее всего будут будут как раз фотографиями для семейного альбома или близких друзей, без претензий на шедевральность. В этом нет ничего плохого - в конце концов, фото на память тоже нужно и важно, просто если стоит вопрос о своем творческом росте - есть смысл расширить круг тех, кого вы можете снимать.
Одной из проблем, мешающей это сделать, является своего рода робость и стеснительность. Мол, профессиональные модели дороги; для работы с ними нужна студия и хорошее оборудование (а это снова бюджет); и вообще, для работы с ними не хватает опыта. На самом деле обычно это все вариации старых мужских комплексов на тему: «...а вдруг у меня маленький и она меня засмеет?». Опыта и не появится, если никого не снимать или снимать только своих друзей. Хорошая студия и дорогое оборудование - это, конечно, хорошо; но даже беглый просмотр работ на фотосайтах показывает, что уровень оборудования живет своей жизнью, а уровень фотографий - своей, и не всегда эти жизни пересекаются. Есть масса отличных снимков, сделанных какими-то дровами в совершенно неподходящих, на первый взгляд, условиях; и еще большее количество говна, снятого в идеальных условиях, дорогими объективами и с помощью многочисленных визажистов-маньеристов. Нужно учиться снимать в любых, самых трудных условиях, и не пасовать перед сложностями. Что касается специфики работы с профессиональными моделями, то поскольку речь идет о наработке опыта, то не все ли равно, насколько «дорога» и «раскручена» будет модель?.. Лишь бы кадр не испортила еще больше, чем автор своими ошибками. На этом этапе разницы между опытной моделью и сочувствующей искусству хорошенькой студенточкой будет немного. Кроме того - профессионализм многих известных по фотосайтам моделей, мягко говоря, сильно преувеличен. Достаточно пройтись по самым популярным страничкам, что бы это стало очевидным. Нужно понимать, что размер груди и готовность снять с себя все - далеко не единственные критерии профессионализма, хотя для многих именно этими качествами он, профессионализм, и ограничивается. Классические приметы говнофотомодели - одинаковое выражение лица на всех фотографиях, чаще всего какое-то безмозглое и псевдоэротичное, вечно приоткрытый рот, акцент не на эмоциях, а на телесах, и гипертрофированное самомнение в общении - как будто она Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбел в одном лице.


В общем - не стоит за этим гнаться. Идеальным вариантом будет поиск моделей, готовых сниматься на условиях TFCD (time for CD), то есть получать в качестве своего вознаграждения диск с фотографиями. И нечего стесняться - в нашем деле прекрасно работает принцип незабвенного поручика Ржевского, который начинал общение с дамами с предложения: «А позвольте-ка Вам впендюрить!..». Как вы помните, ему случалось получать по морде; но чаще таки удавалось впендюрить. Так что отбросьте робость и давайте поищем моделей.

Откуда берутся модели
Свою будущую музу по нынешним временам можно найти где угодно. Рассмотрим вкратце возможные варианты.
Поиск в Сети - наиболее простой и эффективный способ. Достаточно спросить Гугль о «модель фото TFCD TFP ищу фотографа» или что-то в этом роде - и можно приступать к переписке с будущей моделью. Есть всякие фейсбуки и контакты. Кроме того, есть масса форумов и сайтов, где можно разместить соответствующее объявление и отбиваться от толп желающих. Могу навскидку вспомнить такой ресурс, как http://WWW.FOTO-RANDEWU.RU. В свое время множество девушек я находил на одесском форуме http://forum.od.ua/showthread.php?t=143698 (кстати, рекомендую посмотреть - там такие забавные фото выкладывают, что можно не переживать о том, что клоуны остануться без работы). Главное - размещать эти объявления в адекватных местах. Например, можно увидеть множество сообщений типа «ищу модель» на фотосайтах и форумах фотографов. Размещение информации там - пустая трата времени. Во-первых, эти ресурсы в основном посещаются фотодрочерами и дятлами, которые стараются снимать сами. Все, что выходит за рамки дискуссий о том, что лучше, Кэнон или Никон, и насколько они сами круты как фотографы - скорее всего, останется без внимания. Во-вторых, любое обьявление должно размещаться там, где его скорее всего прочтут те, кому оно адресовано, другими словами - должно попасть к целевой аудитории. Это азы торговли:) Например, если есть необходимость для пополнения портфолио поснимать детей - то есть смысл зарегистрироваться на форумах молодых мамочек, благо их множество. Кстати, молодые мамочки, которые стремятся войти в форму после родов и доказать себе и окружающим, что они привлекательны не менее, а то и более, чем раньше - потенциально отличные модели и с удовольствием откликаются на предложения пофотографироваться. В общем - надеюсь, идея понятна.
Главное тут - по возможности сразу стребовать фото будущей модели, или - если она им располагает - портфолио, что бы точно понимать, с чем придется иметь дело.
Кроме того, никто не отменял личное знакомство. По большому счету, это даже предпочтительнее. Общаясь онлайн с некой особой, желающей пофотографироваться, и получив ее фотографии, вы все равно не можете получить полное представление о том, как она выглядит, двигается и держиться перед камерой. К тому же, в подавляющем большинстве случаев - вам пришлют фотки, сделанные подругой на мобильный телефон последней марки, по которым можно будет с трудом определить, как хоть выглядит будущая жертва (зачеркнуто) модель. Увидев красивую девушку на улице, вы заранее можете оценить ее данные, оценить ее адекватность в общении и попробовать сразу договориться о съемках. В любом случае - главное, дать понять, что вы не маньяк, по какому-то недоразумению до сих пор находящийся на свободе, а действительно фотограф и вам в самом деле нужны фотографии. Нужно уметь проивести впечатление нормального человека (да, это тяжело - но кому сейчас легко?..); не показаться слишком назойливым и подозрительным; быть готовым дать ссылку на галерею со своими работами. Не стоит много рассказывать о своем оборудовании - по большому счету, это мало кого интересует, кроме вас. Модель интересуют фотографии, а не марка объектива или стоимость фотоаппарата. Отличный вариант - заранее распечатать визитки с адресом своего сайта или странички, телефоном или емейлом. Человек, который представляется и которого можно идентифицировать - гораздо менее подозрителен :) Правда, носить с собой альбом с фотографиями я считаю тоже перебором.
Главное - не тушеваться, быть уверенным и честным. Не нужно рассказывать каких-то небылиц о себе или о будущей фотосессии, лучше всего сразу расставлять все точки над «i». Обьясните, что речь идет о пробной съемке; что модель за потраченное время получит диск со своими профессиональными фото; что ваш интерес заключается в наработке опыта, оттчачивании своей техники и реализации своих новых идей. Девушка должна понимать, что речь идет только о фотографии, и ни о чем другом. В конце концов, что она теряет?.. Фотографироваться нужно, пока молодая, красивая и ей это предлагают даром - потом, спустя годы, будет поздно. Век женской красоты, к сожалению, недолог. Если будущая модель колеблется - предложите ей на первую съемку прийти с мамой (подругой, приятелем, мужем и т.д.). Во-первых: ей будет спокойнее. Во-вторых: будет кому подержать сумку с вещами, штатив, отражатель, в конце концов - будет кого послать за кофе или бутербродами.
Что с ними делать?
Итак, мы договорились с девушкой, выбрали локацию (красивый уголок в городе, парке или студии), затащили туда жертву (зачеркнуто) модель и, казалось бы, можно приступать к своему черному делу. Какие же ошибки подстерегают нас в этот момент?.. Первая и самая распространенная - предоставить модели самой «рулить» процессом. Есть соблазн позволить ей самой решать, как она будет себя вести на съемке, как будет выглядеть, какие позы принимать, что делать, и просто фиксировать происходящее в надежде на то, что в такой комфортная и естественной для себя обстановке получаться легкие, искренние кадры.
Это есть роковое заблуждение. Вероятность получить хороший результат в таких условиях примерно такая же, что у макаки, случайно стучащей по пишущей машинке, выдать на гора «Войну и мир». То есть, вероятность этого существует и она отлична от нуля, но на практике - из этого вряд ли что-то выйдет путного, и причины очевидны. Во-первых, помним о том, что наша модель (как и мы, кстати) только делает первые шаги, не является профессионалкой и вряд ли может точно понимать, как она выглядит со стороны. Поэтому ее придется самостоятельно «выставлять» и поправлять - в противном случае она будет просто стоять, как манекен, по стойке «смирно» или, как вариант, «вольно». Во-вторых, даже если у нее идеальные физические данные и грация, а сама она жива и бойка, это совсем не означает наличия у нее должного вкуса и представлений об эстетике, соответствующих вашим. Иные модели, дай им волю, начинают принимать такие позы и изображать такие лица, что впору срочно прекращать съемку, продавать фототехнику и подаваться в плотники.


Есть еще один клинический случай - когда нам попалась как раз "опытная" модель, или девушка, которая считает себя таковой. Часто это заблуждение основано на том, что ее уже снимали раньше, причем не только подруги на телефон для Вконтакта, но и какие-то фотографы, может даже на профессиональную зеркалку марки Кэнон. Такие модели пытаются рассказать, как именно их нужно правильно снимать, и даже (случай из практики) приносят с собой на съемку альбом со своими фотографиями неизвестного автора, по образцу которых и предполагается работать. Таких нужно сразу ставить на место. Мы живем в демократической стране, и если модель хочет сама порулить процессом - она свободно может купить себе какую-то говнозеркалку и тренироваться на подругах, котах или прохожих самостоятельно, без вашего участия. Если вам захочется перенять опыт какого-то фотографа - значительно проще, эффективнее и зачастую дешевле обратиться к нему напрямую, чем общаться с такими профессионалками. Поэтому старайтесь сразу взять ситуацию под контроль, усмирить разбушевавшуюся модель - избить ее штативом, ослепить вспышкой, напугать видом длинного объектива и т.д. Съемка должна идти строго по плану - причем вашему, а не модели.
И вот теперь перейдем к главному. Что бы съемка шла по плану, у нас должен быть этот самый план. То есть о том, что будем снимать и каким образом - нужно думать заранее, а не тогда, когда модель топчется перед объективом в ожидании наших указаний. Звучит банально, но иногда мне кажется, что это откровение для многих фотографов.
Итак, заранее продумываем все нюансы будущей съемки. Каков сюжет снимка? ...да-да, обязательно должен быть сюжет, который можно пересказать двумя-тремя фразами той же модели, что бы она поняля его и смогла подыграть. Что будет играть на этот сюжет, а что - мешать и отвлекать? Как должна быть одета модель? Что ей нужно приготовить заранее? Что нужно взять с собой на локацию? Понадобиться ли помощь визажиста и если да - откуда его взять? В какое время лучше всего вести съемку? Как лучше выставить девушку, откуда будет свет и какой именно, что понадобиться из антуража и т.д. и т.п. - в общем, чем тщательнее подойти в вопросу «до», тем проще будет работать «во время» и лучше будет результат «после» съемки.
Повторюсь - это, возможно, звучит как набор банальностей; но фотографии, которые в большинстве своем публикуются на сайтах, заставляют думать, что съемка происходит плохо подготовленным экспромтом. Поэтому все, что можно, лучше продумать заранее. Мне очень помогает бумажный блокнот, куда можно делать записи и эскизы, относящиеся к предстоящей съемке; просмотр фотографий любимых авторов, идеи которых можно использовать, и т.д. и т.п. Этот блокнот нужно иметь под руками и во время съемки, что бы периодически сверяться с ним. Не хочу показаться старомодным эстетом - типа, что взять с этих городских, у него и камере 30 лет в обед - но для меня это просто удобнее. Пробовал использовать коммуникатор - не то, тяжелее и просматривать, и изменения вносить. Но, может, у меня просто коммуникатор неправильный :)
После съемки важно не забыть поблагодарить девушку и, главное, вовремя отдать ей диск с фото, даже если сами разочарованы и ей, и самой сессией. Во-первых, это дисциплинирует и вырабатывает привычку делать все вовремя. Во-вторых - позволяет на будущее точнее определить, сколько времени будет уходить на постобработку в том или ином случае. В-третьих - можно сколько угодно чертыхаться и обещать себе больше никогда не работать вот с этой конкретно дурой, которая ничего не умеет; но даже у этой дуры должно остаться приятное впечатление от работы с вами. Мы же хотим быть профессионалами?
Что дальше?
А дальше - только больше, чаще и лучше. С опытом съемки будут проходить проще, быстрее и с лучшим результатом; постепенно возникнет круг знакомых моделей, с которыми уже можно нормально работать на постоянной основе; ну и появится какая-никакая репутация, что тоже немаловажно:) Со временем все эти советы станут казаться несусветной банальщиной и... появится возможность давать их самим. Уверен, у них будут благодарные читатели :)

10 комментариев:

  1. Вполне неплохая инструкция. Немного суховато и как -то слишком по деловому. Но познавательная. Особенно полезно про блокнот. Нет правда - это намек на то что перед съемкой очень не лишним подумать что именно вы хочите снять.
    Кстате... это касаеца и автора снимая модель не забывайте смотреть что у вас на заднем плане. Вот почему Лобанов и Лукас снимают утром ранним? Ну кроме света? да потому что всякие пид... зеваки и прохожие не лезукт в кадр... ;)

    ОтветитьУдалить
  2. Жанр инструкции вообще не очень лиричен - в этом смысле его можно сравнить разве что с общевойсковым уставом. Лобанов снимает утром, потому что за моделей боиться, и правильно делает, и кроме того - у него полно снимков и с прохожими на ЗП. У Лукаса ЗП вообще небрежен - постоянно какая-то хуйня там находится, то машины, то еще какая-то поебень... И вообще ЗП - это ахилессова пеята многх фотографов, народ от отчаяния начинает даже на открытых дырках снимать. Взять к примеру меня - с чего бы это я переходил на средний формат с обьективом на 2.8? То-то же... Открыл дырку - и нет ЗП. Нет ЗП - нет и проблемы, как говорил лучший друг всех фотографов Коба. И вообще тут карточки - просто пример того, насколько разные типажи можно найти в открытом доступе :)

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за статью, про блокнот у меня мыслей не было, должен сказать ориентировался на местности, как было написано выше...приму к сведению.

    З.Ы. как прочитал про одинаковое выражение лица...в общем жизненно :)

    ОтветитьУдалить
  4. Ну да... лаконично, без лишней воды (в тексте, а не кадрах), по делу. Доходчиво. Хорошая статья получилась. По поводу блокнота и планирования - все никак не заставлю себя это делать. Да, умом понимаешь, что надо. Но вот как доходит до дела, "а! на месте разберемся" )) Может надо подправить что-то в консерватории? (с) )))

    ОтветитьУдалить
  5. "Наместеразберемся" - это, IMHO, от недостаткоа опыта... даже не столько фотографического, а по-моему больше даже жизненного. Вроде договорился с моделью, вроде выбрал где - торопишься, типа чуть ли не в последний раз снимаешь. А, если вдуматься, куда торопиться?.. Этих моделей - вагоны, как и локаций интересных кстати. Никто никуда не убежит, так что можно спокойно, не торопясь, все продумать и сделать.

    ОтветитьУдалить
  6. Ну так и я об этом... об этой... в смысле, консерватории )) Сумасшедшее время! Безумный век! Вся жизнь на бегу (с) ))

    Вспомнилось: неторопясь спустимся и возьмем все стадо.

    ОтветитьУдалить
  7. Хороший материальчик.
    Кто не знал - на карандаш. Кто знал - напомнить :)
    Ну а то, что у Лукаса на ЗП твориться - отдельная песня. И песня эта - акынством зовется :)
    ну а про 2,8 на СФ камерах... так а кто сказал, что цветовые/световые пятна на ЗП не нужно соотносить с основным объектом съемки ;)

    ОтветитьУдалить
  8. ...именно поэтому настоящие джедаи снимают на какие-то дрова типа Салютов, что бы пятна оставались такие... трудноидентифицируемые :)

    ОтветитьУдалить
  9. ах мужчины... ах фотографы... на себя бы посмотрели.

    И послушали что говорят модели- про вас..
    Они же не все безмозглые...а только через одну..

    ОтветитьУдалить
  10. А что там говорят?.. Известное дело: снимать не умеет; ничего в жизни не добился, фотик и то не кэнон; смотрит не в глаза, а ниже; только одно на уме, все одинаковы, только фамилии разные; поматросил и бросил; ну и так далее :)

    ...но думаю, если бы модель написала инструкцию по обращению с фотографами - было бы познавательно :)

    ОтветитьУдалить